Лакокрасочные материалы пользуются стабильным спросом, который зависит от объемов строительных и строительно-ремонтных работ в стране, а также покупательной способности населения. В Украине преобладают ЛКМ отечественных производителей. Но и импортными поставщиками занята своя доля рынка, преимущественно, в высшей ценовой категории.
Последствия кризиса 2014 года, выразившиеся в девальвации национальной валюты и производственном спаде, привели к резкому снижению платежеспособности украинцев, что отрицательно повлияло на спрос на краски и лаки. Это привело, в том числе, к снижению импорта этой продукции, который составляет около 5-10% украинского рынка. Влияние усугубилось тем, что импортная продукция дороже отечественных аналогов, а значит более чувствительна к сужению платежеспособного спроса.
Так, в 2015 году, по сравнению с 2014, объем поставок лакокрасочных материалов из-за границы уменьшился на 52%. Однако период падения импорта был недолгим. Уже в 2016 году объем поставок начал восстанавливаться вместе с общей стабилизацией экономики страны. Рост составил 47,1%. В 1 квартале 2017 года в сравнении с 1 кварталом 2016 года рост импорта ускорился до 75 %, что связано с заключением новых крупных контрактов.
Главными странами-импортерами лакокрасочных материалов в Украину являются Россия, Германия, Польша, Южная Корея, Эстония. По состоянию на 2014 год доля России в импорте была преобладающей и составляла 33,6%. Поставщики Германии занимали 15,6%, Беларуси – 10,8%, Польши – 8,9%, Финляндии – 5%. Снижение импорта 2015 года произошло в основном за счет России. Ее продажи упали до 8,3% от общего объема, а на первое место вышла Германия с 25,6%. До 13,3% выросла доля Польши, до 7,6% – Италии, до 7% – Финляндии.
Восстановление импорта опять же связано с поставками из России. В 2016 году она практически вернула свою долю украинского рынка ЛКМ. На российских производителей в этом году пришлось 29,3% поставок, тогда как доля Германии снизилась до 16,9%, Польши – до 10,8%. Среди основных поставщиков появились такие страны, как Южная Корея – 7,4% и Эстония – 4,3%.
На сегодняшний день структура импорта лакокрасочной продукции не может считаться устоявшейся. Из-за вероятного дальнейшего обострения отношения с Российской Федерацией импорт продукции из нее может быть заблокирован, а доля рынка в таком случае будет перераспределена в пользу производителей других стран.
Импортные цены на лаки и краски в 2016 году составляли около 53,9 грн за 1 литр. Данный показатель более чем в два раза превышает стоимость аналогичной продукции отечественных производителей, отправляющейся на экспорт. Такое расхождение объясняется более высоким качеством импорта. Наибольшая активность потребителей наблюдается в летнее время, когда активизируется проведение ремонтных работ. В этот период спрос на импортные лаки и краски увеличивается, а цены поставок снижаются.