Отечественные трудовые мигранты стали настоящим спасением для украинской финансовой системы. Вот уже четвертый год подряд они наращивают поток заработанной своим трудом валюты на родину. По оценке Нацбанка, в 2015 году соотечественниками, работающими за границей, было передано своим семьям в Украине $7 млрд, в 2016-м - $7,5 млрд, в 2017-м - $9,3 млрд. По прогнозам того же НБУ, в текущем году поступления от заграничных работников составят уже $11,6 млрд, а в следующем - $12,2 млрд. Это в несколько раз больше размеров прямых иностранных инвестиций, которых в прошлом году набралось только $2,2 млрд. Таким образом, с учетом отрицательного сальдо торговли товарами, заробитчане явились одним из столпов, на которых держится относительная стабильность гривны.
При оценке сумм переводов из-за границы специалисты Нацбанка пользуются косвенными методами, так как большая часть денег поступает в страну минуя банковскую систему, то есть перевозится в наличном виде. Поэтому на самом деле суммы могут быть намного большими.
Например, только в Польше, по данным директора ведущего украинского рекрутингового агентства Work Garant Татьяны Бугаковой, работают около двух миллионов украинцев. Пусть даже большинство из них находятся на временных работах по шесть месяцев в году. Таким образом получим миллион постоянно трудящихся в Польше украинцев. Теперь можно применить оценочный метод и посчитать примерный поток валюты от них. Если в среднем один заробитчанин будет передавать семье в Украину 500 долларов в месяц, то все вместе они переправят на родину $6 млрд. И это только из Польши. А если взять всех трудовых мигрантов из Украины, а об их примерном количестве мы ранее уже писали, и применить тот же метод, то получим сумму в примерно в пять раз большую.
Казалось бы, от трудовой миграции сплошные выгоды: валюта льется рекой и для ее получения не нужно выполнять условия МВФ и других международных организаций; решается вопрос безработицы, ибо «лишние люди» отправляются за границу. И некоторые страны мира довольно долго существуют в подобном режиме. Например, Таджикистан получает от своих заграничных работников сумму, составляющую 50% ВВП, Киргизстан – 30% ВВП. Но эти страны вряд ли могут быть подходящим примером для подражания для нашего государства.
На самом деле минусов у массовой трудовой миграции намного больше, чем плюсов. Ведь из экономики вымываются самый ценный ее ресурс – люди. О значении достаточного количества рабочих рук не понаслышке знает та же соседняя Польша. Она на себе ощутила дефицит работников-поляков, отправившихся после вхождения в ЕС на заработки в более богатые страны Союза. И если бы не поток украинцев, не видать бы Польше теперешних темпов развития экономики. Не случайно политика польского правительства сегодня направлена на содействие оседанию в стране наших соотечественников, обладающих нужными специальностями. И процесс потихоньку идет. Уже в прошлом году украинцы стали наиболее активными покупателями польской недвижимости среди иностранцев, а значит в нашей стране остается все меньше квалифицированных специалистов.
Но проблемы связаны не только с будущим, но и с настоящим временем. Ведь заробитчане не платят в Украине налоги и сборы. В результате страдает финансирование государственных программ, увеличивается дефицит пенсионного фонда. Да и сами мигранты лишаются права на трудовую пенсию на родине, что через какое-то время хоть и облегчит пенсионное бремя, но ухудшит социальную обстановку в стране.
Таким образом, трудовую миграцию следует рассматривать не как панацею от экономических проблем, а лишь как средство, дающее временное облегчение. И если не принять срочных мер по экономическому оздоровлению, общественный организм Украины может слишком истощиться и стать неспособным к быстрому развитию.