941
Аналитика и анализ рынка органической косметики Украины: нужен толчок для дальнейшего развития
Рынок органических средств по уходу за кожей и телом достаточно специфичен. Он отличается от продукции масс-маркета тем, что рассчитан не на каждого покупателя. Органическая косметика более дорогая и должна соответствовать многим международным нормам и стандартам, а именно:
• ICEA
• BDIH
• ECOCERT
• SOIL
Органическая косметика не содержит парабенов, красителей, SLS и около 95% ее состава – это натуральные и экологически чистые ингредиенты. На структуру рынка оказывает значительное влияние то, что экологически чистые компоненты не могут храниться долго. В результате, органическая косметика имеет меньший срок хранения по сравнению с продукцией, содержащей в своем составе химические вещества. Кроме того, натуральные косметические средства отличаются достаточно высокой ценой.
Украинские компании-производители натуральной косметики с маркировкой БИО или ОРГАНИК, проходят процесс сертификации, целью которого является подтверждение отсутствия в выпускаемых продуктах следующих веществ:
• красителей;
• ароматизаторов;
• консервантов;
• антиокислителей;
• загустителей;
• антиоксидантов;
• стабилизаторов.
Кроме того, запрещено использование химических способов обработки, таких как рафинирование и гидрогенизация жиров. Только косметика, прошедшая процедуру проверки, может содержать маркировку БИО, ОРГАНИК или ЭКО.
На сегодняшний день на рынке органической косметики существует целый ряд факторов, сдерживающих развитие данной отрасли в Украине. Во-первых, стоит отметить, что органическая косметика практически не представлены в обычных магазинах, что негативно сказывается на спросе и показателях потребления. Во-вторых, многие потребители не разбираются в том, чем натуральная косметика отличается от обычной. И, в-третьих, ряд компаний выпускает свою продукцию с изображением растений на упаковке, намекая на наличие натуральных составляющих, что еще больше запутывает покупателей.
Кроме того, в последнее время в отрасли возросло количество выдаваемых сертификатов на продукцию натурального происхождения. Крупные компании могут позволить себе тратить огромные деньги на рекламные кампании и финансирование получения всех необходимых документов. В то же время, малые и средние операторы вынуждены экономить бюджеты. Это приводит к некоторому расслоению в сегменте.
Если же говорить об общей структуре рынка органической косметики, то 58,5% отрасли занимают средства по уходу за волосами, 24,6% - средства по уходу за телом, 15,7% - зубная паста, 1,2% - средства по уходу за кожей лица. Детальнее данная сегментация представлена на рисунке ниже:
Покупатели чаще всего приобретают средства по уходу за волосами и телом. Это связано с частотой использования данных видов косметики. Кроме того, значительна и доля зубных паст. Упаковка средств по уходу за лицом в небольшие тубы и саше стала причиной невысокого спроса на эту группу товаров. Дело в том, что косметика в маленькой упаковке расходуется быстрее, чем те же шампуни в больших баночках. Следовательно, потребители не всегда считают их покупку целесообразной.