Украинский бизнес открывает лицо только в крайних случаях. Складывавшаяся десятилетиями система приучила владельцев бизнеса, что степень публичности обратно пропорциональна уровню спокойствия за свои активы. Настолько, что далеко не всегда вообще возможно проследить, кто является конечным собственником того или иного предприятия в Украине. Сегодня же, учитывая политическую ситуацию, многие рынки небезосновательно ждут передела. Из-за чего изучение соотношения сил становится еще более интересным.
Журнал Корреспондент и компания Pro-Consulting начинают совместный проект Весь украинский бизнес. В нем мы расскажем о том, кто стоит за крупнейшими украинскими компаниями в разных отраслях — от ретейла до металлургии, от гостиничного бизнеса до энергетики. Раз в месяц мы будем представлять информацию по очередному рынку.
В каждой публикации будут перечислены основные игроки конкретного рынка, их финансовые показатели (по имеющимся на момент выхода номера данным) и реальные владельцы. Данные являются официальными и базируются на отчетности компаний перед различными контролирующими органами. Учитывая текущую рыночную ситуацию и доступность информации, в перечне сведений возможны корректировки.
Главные принципы формирования списка — максимальная достоверность, подтверждаемая анализом нескольких альтернативных источников, системность, точность, объективность и оперативность.
Число анализируемых операторов зависит от степени монополизации и концентрации рынка и может варьировать в зависимости от специфики изучаемого направления. Однако в качестве ориентира было принято значение суммарной доли рассматриваемых операторов, равное 90‑95 %.
В этом номере мы представляем структуру украинского ретейла — рынка, который характеризуется высокой степенью конкуренции и жесткой борьбой за клиента. Сводная детальная информация за 2013 год на момент подготовки публикации еще не была доступна, поэтому взяты показатели за 2012 год.
По данным Госстата, объем розничной торговли (кроме торговли автомобилями, мотоциклами и топливом) предприятий с ассортиментом преимущественно продовольственных товаров в специализированных и неспециализированных магазинах составил 128,4 млрд грн. Этот показатель на 16,5 % превысил уровень 2011 года. Собственно, объем розничной торговли в Украине заметно увеличивался с 2009‑го, что связано с активным развитием ретейла, повышением спроса и изменением предпочтений покупателей относительно места приобретения товаров, а также ростом цен.
По состоянию на 1 января 2013 года количество предприятий, занимавшихся розничной торговлей, кроме автомобилей, мотоциклов и топлива, ассортиментное предложение которых преимущественно ориентировано на продовольственные товары, составляло 5.941 единицу.
Дата публикации в журнале – 28.03.14