1313

Черное золото: анализ рынка топлива в Украине

нефть3.jpg

В целом, на рынок светлых нефтепродуктов негативно влияют экономическая и политическая ситуация в стране, а также колебания стоимости нефти на мировых рынках.

В структуре цены на бензин закупочная стоимость самого нефтепродукта занимает 37,8%, акциз 28,2% НДС -15,8%, логистика и наценка – 13,8%. Больше 80% светлых нефтепродуктов поступает в Украину из-за рубежа.   Закупка бензина и уплата акцизных налогов происходит в валюте, а это значит, что 66% структуры стоимости бензина привязаны к валютному курсу.

 

Если в январе этого года доллар стоил 24 гривны, то на сегодня – 25,6 гривен. На мировых рынках нефть продавали в начале января по $30/баррель, на сегодня – $40/баррель. Растет курс доллара, растут цены на нефть – увеличивается и цена на бензин. Если нынешнее подорожание участники рынка объясняют ростом курса доллара и цен на сырье, то резкого падения мировых цен на нефть в 2015 году украинский рынок вообще не ощутил. Эксперты объясняют это ростом курса доллара в это время относительно гривны.

 

Если говорить об изменении динамики реализации светлых нефтепродуктов, в частности бензина  и дизельного топлива через сети АЗС, то здесь заметно снижение  в натуральных показателях. По итогам прошлого года продажи бензина через сети АЗС составили 1,8 млн. тонн, что на 27,4% меньше по сравнению с 2014 годом. Также сократились и продажи дизельного топлива. Так, в 2015 году было реализовано 1,3 млн. тонн дизеля, что на 25,4% меньше по сравнению с предыдущим годом.


 

Продажи бензина и ДТ через сети АЗС

(Украина, 2013-2015 гг., млн. тонн)

18.04.png


Также на рынок топлива негативно повлияло сокращение количества действующих нефтеперерабатывающих заводов из-за конфликта на Донбассе, снижение рентабельности отрасли. Рост цен привел к снижению покупательской способности, что в свою очередь уменьшило объемы продаж бензина в Украине и заставило определенную часть водителей перейти на дизель либо газ.

бензин2.jpg

Даже с такими ценами, эксперты считают бензин в Украине недооцененным на 1 гривну. Все же операторы не решаются и дальше поднимать цены на заправках, так как это приводит к сокращению объемов продаж из-за которого удельные затраты операторов начинают превышать планируемую прибыль.

Также не стоит ожидать повышения цены из-за начала посевной. 10 лет назад топливо поступало на заправки с украинских нефтеперерабатывающих заводов, которые традиционно заявляли весной о поломках и проблемах на заводах, что автоматически повышало цену на топливо. Ограниченное число поставщиков и низкая конкуренция позволяло тогда спекулировать на предложении и цене на топливо. На сегодня предложение существенно превышает спрос, а когда нет проблем с поставками – нет и ажиотажа.

Сдержать рост цен на бензин и дизтопливо сможет укрепление украинской гривны. Если она стабилизируется, то операторы, борющиеся за объемы продаж удержанием цен, могут и не повышать стоимость бензина. Кроме этого, часть рынка топлива находиться в тени и не платит налоги, что позволяет выставлять топливо по демпинговым ценам. Все же за счет общих факторов до конца апреля, как считают эксперты, цены на топливо вырастут в пределах от 50 копеек до 1 гривны за литр.

Напомним, что с подробной информацией о рынке топлива в Украине можно ознакомиться в аналитическом исследовании Pro-Consulting.



смотреть следующую новость

Другие новости

Связаться с нами