Энергия для взлета: космическая отрасль в Украине откроется для частной инициативы
3338

Энергия для взлета: космическая отрасль в Украине откроется для частной инициативы

Космос остается важным вектором приложения сил и устремлений человечества. За пределами Земли мы надеемся найти ресурсы для дальнейшего развития нашей цивилизации. Развитие космической отрасли также дает толчок к разработке новых технологий, которые впоследствии улучшают повседневную жизнь людей.

Недавно весь мир был впечатлен успехами частной американской компании SpaceX и рукоплескал успешному запуску самого мощного на сегодняшний день действующего ракетоносителя. На примере SpaceX все смогли убедиться в эффективности частной инициативы в деле освоения космоса.

Этот положительный опыт может быть применен и в Украине. Развитие частных отечественных компаний в космическом отрасли актуально с учетом того, что дела у государственного сектора здесь идут не очень хорошо.

После обретения независимости, нашей стране достался весомый осколок советской космической промышленности в виде конструкторского бюро «Южное» и Южного машиностроительного завода в Днепре. Таким образом Украина сразу вошла в клуб государств, способных проектировать и изготавливать ракеты для вывода на орбиту космических аппаратов.

Работала отечественная космическая отрасль довольно успешно до событий 2014 года. Совершались запуски украинских ракетоносителей «Зенит», «Циклон», «Днепр». Реализовывались проекты морского и наземного старта, строился космодром в Бразилии.

После ухудшения отношений с Россией, в кооперации с которой осуществлялись многие программы, украинская космическая промышленность пришла в упадок. Существенно затруднилось производство ракет «Зенит», так как в них применяются российские комплектующие. Обострились финансовые проблемы. В настоящее время для Украины проблематично изготовить ракетоноситель даже для вывода в космос национального телекоммуникационного спутника «Либедь». Был приостановлен проект «Морской старт». Сейчас планируется его перезапуск, в рамках которого предусматривается окончательная сборка «Зенитов» за пределами Украины. Из-за трудностей с финансированием окончилась неудачей украинско-бразильская программа «Циклон-4».

Из «живых» в настоящее время проектов, в которых участвует Украина, можно назвать «Циклон-4М» совместно с Канадой, уже упомянутый «Морской старт» и участие в изготовлении европейского ракетоносителя «Вега».

Развитие украинских частных компаний в космической отрасли тормозится из-за устаревшего законодательства, предусматривающего жесткий многоступенчатый контроль за разработкой и распространением соответствующих технологий, прежде всего, ракетных. Так, отечественная компания Uspace разработала стратосферный ретранслятор телекоммуникационных услуг, но не может даже испытать свое изделие по причине отсутствия доступа к полигонам и пробелов в нормативной базе в отношении использования подобной техники.

Большие надежды бизнес-сообщество, стремящееся работать в космической сфере, возлагает на новое руководство Государственного космического агентства. Его глава Павел Дегтяренко недавно сообщил о работах по модернизации законодательной базы отрасли, в которой будет предусмотрено место и для частного бизнеса. Пока это оформлено только в виде концепции, а для окончательной разработки проекта требуется около восьми месяцев.

Частная инициатива способна вдохнуть новую жизнь в рынок космических разработок Украины, придать ему положительную динамику. В верности этого предположения можно убедиться на примере тех же SpaceX и Sea Launch. Для Украины это жизненно важно, так как позволит и в дальнейшем оставаться в числе технологически развитых государств.

смотреть следующую новость

Другие новости

Связаться с нами