813

Дешевые соки оставят украинцам, а дорогие отправят на экспорт – аналитика Pro-Consulting. UBR.ua

Снижение потребления соков еще на 20% заставляет производителей искать другие способы заработать

 

Приход тепла в Украину традиционно повышает спрос на прохладительные напитки. В этом сезоне производители рассчитывают поправить свои дела, несмотря на то, что в последние годы рынок соковой продукции только сокращался. Вытянуть отрасль из кризиса должно увеличение экспорт и активная дружба соковиков с ритейлерами, которым те предлагают свой товар под брендами торговых сетей.

Выпито по максимуму

Украинцы пьют относительно немного соковой продукции (соки, нектары, морсы и пр.). По данным компании Pro-Consulting, среднестатистический житель нашей страны выпивает около 10 л сока в год. Для сравнения: в Европе эта цифра больше втрое, а в США — впятеро.

Среди главных причин столь скромного потребления эксперты выделяют следующие:

низкий уровень доходов украинцев, перераспределение спроса в пользу минеральной воды, а также тот факт, что покупатели не считают отечественный сок, особенно в стеклянных трехлитровых банках, качественным.

"В сознании массового потребителя пакетированные соки часто ассоциируются с напитками с добавлением сахара, консервантов, красителей и воды", — говорит один из участников рынка. А так как такой продукт сложно назвать здоровым, украинцы безо всяких зазрения совести заменяют магазинные соки сладкой газировкой. В итоге эти две категории, которые теоретически пересекаться не должны, в реальности активно конкурируют за покупательские кошельки. 

"Соковая категория за 2015 г потеряла 20%", — рассказал UBR.ua менеджер по связям с общественностью компании "Витмарк-Украина" (ТМ "Jaffa", "Наш Сок" и "Прямосок", "Соковита") Анатолий Соколянский.


11_05.png


По его словам, главными причинами спада стали прекращение продаж на территории Восточной Украины и Крыма (около 10% объемов реализации) и снижение потребления соков из-за ухудшения экономической ситуации в стране и снижения доходов граждан.

Согласно исследованию компании Pro-Consulting, украинский рынок соков за последние два года существенно ужался. В 2014 г. его емкость сократилась лишь на 4,7%, но вот в 2015-ом — сразу на 40,7%. 

Производство соков в прошлом сезоне, по данным Pro-Consulting, составило 456,6 тыс. тонн, что на 34,5% ниже, чем годом ранее.

"По результатам 2014 года в Украине было произведено 697,4 тыс. тонн сока, что на 5,5% меньше (в натуральном выражении), чем в 2013г", — отмечает гендиректор компании Pro-Consulting Александр Соколов,.

Помимо роста цен и обнищания населения, на показателях отрасли сказалась и потеря российского рынка. По данным директора по маркетингу группы компаний "Биола" Юлии Романовой, до введения эмбарго около 40% соков отгружалось в РФ.

Поэтому, как утверждают в Pro-Consulting, предложение соков на рынке сейчас превышает спрос.

Свое вкуснее

Как отмечают производители, в последнее время часть покупателей перешла с промышленных соков и нектаров на напитки домашнего производства — чай, компот и пр. Некоторые даже готовят соки из сезонных фруктов в домашних условиях, и делают заготовки на зиму.

Но эксперты Pro-Consulting отмечают, что падение продаж происходит только в натуральном выражении. В денежном эквиваленте рынок растет из-за общего удорожания продукции. Последнее, как утверждают эксперты, вполне закономерно.

Ведь для выпуска некоторых видов соков, например, из экзотических фруктов, используется привозной концентрат. В Украине в основном производят яблочный и томатный концентраты и в меньшей мере — ягодный. Сырье для производства вишневого, абрикосового и персикового сока почти не производится и чаще всего закупается за рубежом. Дорожают также упаковка и логистика.

"В нашей категории валютная составляющая имеет большой вес. Ведь львиная доля упаковочных материалов и все импортное сырье приобретаются за границей. С другой стороны, цены на отечественные фрукты и овощи также связаны с валютным курсом. Ведь ценовая конъюнктура формируется с учетом ситуации на мировом рынке, куда наша страна осуществляет поставки (к примеру, яблок)", — рассказал UBR.ua Анатолий Соколянский.


11_05_1.png

Производители соков в этом году подняли цены в среднем на 30-35%. Стоимость соковых концентратов выросла на 30-100%. Например, яблочный концентрат, по данным Юлии Романовой подорожал в 2015 г. на 50%.

"Сейчас литр отечественного и импортного сока стоит в среднем около 19 грн.", — говорят в компании "Витмарк Украина".

Тем не менее, по оценкам экспертов Pro-Consulting, 95% от общего предложения приходится на отечественный продукт. Причем в оставшиеся 5% включены как готовые импортные соки, так и концентраты, которые используются при приготовлении соков, напитков и детского питания.

Импорт, доля которого и до 2015 года была невелика, уменьшился еще на 41%, что было вызвано девальвацией гривны и ростом цен на импортную продукцию. Больше всего к нам завозят соков из Бразилии (33%), Нидерландов (20,5%) и Испании (11,4%). Более половины импорта приходилось на соки ТМ "Sandora". 

В топ-3 на соковом рынке входят компании "PepsiCo в Украине" (ТМ "Сандора", "Садочок" и "Бонус"), "Витмарк-Украина" (ТМ "Jaffa", "Наш Сок" и "Прямосок", "Соковита") и группа компаний TB Fruit (ТМ "Galicia"). В 2014 г. на их долю приходилось 73,2% рынка.

Топовые вкусы остались неизменными. "В тройке наиболее популярных – томат, виноград-яблоко, яблоко (то есть, традиционные для Украины местные фрукты и овощи)", — поясняют в компании "Витмарк Украина".

 

смотреть следующую новость

Другие новости

Связаться с нами