Деятельность любого предприятия, не зависимо от его размеров, направленности или места расположения требует проведения точного и качественного изучения характера работы рынка. Подобный маркетинговый анализ дает возможность понять, чего хочет клиент, определить наиболее подходящую нишу на рынке, просчитать конкурентоспособность компании и выбрать целевой сегмент. Эта статья будет полезна тем, кто уже сталкивался с маркетингом и даже новичкам. В материале определены конкретные шаги по созданию и реализации маркетинговых исследований от А до Я.
Подобный анализ является комплексной оценкой рынка продаж. При качественном его проведении полученной информации хватит на 2-3 года работы предприятия.
На следующем этапе необходимо понять, откуда брать информацию о рынке?
Есть несколько ключевых способов анализа и изучения ситуации на рынке. Расскажем немного подробнее о каждом из них.
Существует всего два вида информации: первичная и вторичная. Первичная – это данные, которые собирает компания при непосредственном изучении рынка. Вторичная информация – данные, уже кем-то собранные, проанализированные и структурированные.
Каждый анализ рынка стоит начинать с поиска вторичной информации о нем. Использование готовой информации из Интернета может существенно сэкономить время и деньги.
Количественные и качественные методы исследований
Чтобы собрать информацию об интересующем рынке можно использовать 2 вида методов исследования: количественные и качественные. Первые позволяют понять статистически обработанную информацию и на основе полученных цифр сделать прогноз продаж, оценить размеры рынка. Вторые стоит взять на вооружение, создавая гипотезы, мнения или идеи, которые могут быть оценены статистически или субъективно.
Кроме того, существуют 5 основных методов исследования рынка: опросы, фокус-группы, глубинные интервью, полевые исследования и наблюдения. Выбор каждого из них стоит делать на основе существующего бюджета и лимита времени. Их суть приведена на рисунке ниже.
Если же вы не располагаете большими средствами и маркетинговыми бюджетами, можно использовать ряд способов, позволяющих добывать информацию при минимуме финансовых вложений. Прежде всего, используйте свой личный опыт по теме исследования. Если знаний не хватает, обращайтесь на форумы, в соцсети или просто исследуйте представленную в Интернете информацию. Также не лишним будет поговорить с сотрудниками компании или представителями целевой аудитории.
И напоследок, представляем вам несколько ценных советов, которые помогут сделать исследование достоверным и качественным:
• всегда оставайтесь реалистами и используйте только проверенные показатели, на которые сможете опираться при формировании стратегии;
• вне зависимости от бюджета проводите маркетинговый анализ. Даже если вы не располагаете большими средствами, то всегда можно найти более бюджетные методы;
• всегда делайте выводы. Проанализировав блок информации – подведите итоги;
• изучайте мнения менеджеров по продажам. Иногда тяжело представить, сколько они знают о конкурентах и текущем состоянии рынка;
• составьте и придерживайтесь плана анализа. Пусть он не будет отображать все нюансы, но поможет не отвлекаться на бесполезный анализ, а тратить время только на интересующие вас вопросы.