1305
Аналитики компании Pro-Consulting подготовили исследование рынка мороженного в Украине
Необходимо отметить, что рынок мороженного Украины на 99% состоит из продукции отечественного производства. Такая ситуация сложилась в связи с введением в начале 2000-х ввозной пошлины на уровне 1 евро за кг мороженного, что значительно уменьшило конкурентоспособность импортной продукции. На сегодняшний день в Украине производятся более 1000 разновидностей данной продукции, а по уровню технологического развития отрасль не уступает европейским производителям.
В 2009 г. емкость рынка мороженного сократилась на 15% в натуральном выражении до 106,7 млн. тонн продукции по причине кризисной ситуации в отрасли и падения потребительского спроса. Летом 2010 г. производители мороженного нарастили продажи, но достичь докризисных показателей все же не удалось.
После роста в 2010 году, последовал спад потребления и в 2011 г. рынок значительно просел – до 98,7 млн. тонн мороженного. Однако по итогам 2012 г. отмечается позитивная тенденция роста показателя емкости на 8% в натуральном выражении.
Динамика емкости рынка мороженного в Украине в 2008-2012 гг., в натуральном выражении, млн. тонн
Источник: по данным Госкомстата Украины; оценка Pro-Consulting
Основные импортеры мороженного в Украину – это крупные европейские корпорации «Nestle» и «Mars». Ведущие страны импортеры: Франция, Россия, Беларусь и Германия. Поскольку доля импорта на рынке менее 1%, ввозимая продукция не оказывает существенного влияния на рынок.
Стоит подчеркнуть, что особых изменений в лидерах на отечественном рынке мороженного в 2012 году не произошло. Крупнейшими производителями по прежнему оставались ОАО «Житомирский маслозавод», ООО «Ласунка», Фирма «Ласка», ООО «Элит» и ОАО «Львовский хладокомбинат». Суммарно, эти компании контролируют 2/3 украинского рынка мороженного.
Структурирование критериев выбора мороженного потребителями в Украине по состоянию на 2012 г., %
Источник: по данным операторов рынка; оценка Pro-Consulting
Рассматривая тенденции развития рынка мороженного Украины, стоит отметить, что наиболее популярным видом продукции является мороженое в стаканчике, а также в большой упаковке от 0,5 до 2 килограмм. При этом на рынке формируется тенденция к постепенному росту потребления продукции среднего и высокого ценового сегментов.
Для украинских потребителей важнейшим критерием выбора мороженного являются его вкусовые качества. Так, на рынке более активно стали реализовывать новинки с экзотическими вкусами. В последнее время производители акцентировали внимание на таких наполнителях как манго, маракуйя, мохито, мяты и др.
В целом же, потребление мороженного в Украине составляет чуть больше 2 кг в год на человека, что в 10 раз ниже, чем, к примеру, в США или в 5 раз ниже, чем в европейских странах. По прогнозам рынка мороженного в Украине в среднесрочной перспективе будет демонстрировать рост. Также стоит ожидать вывода на рынок новых торговых марок мороженного и усиление конкуренции между производителями. Ведущие производители для стимулирования спроса будут более активно использовать маркетинговые инструменты, а также ребрендинг торговых марок.