| Дата подготовки: | Август 2025 года |
| Количество страниц: | 33, Arial, 1 интервал, 10 кегль |
| Графиков и диаграмм: | 12 |
| Таблиц: | 23 |
| Способ оплаты: | предоплата |
| Способ получения: | электронной почтой либо курьером в электронном или в печатном виде |
| Язык отчета: | украинский, русский, английский |




Аналитиками Pro-Consulting было проведено исследование рынка железнодорожной техники в Украине в течение 2017-1 пол. 2025 гг. Рынок железнодорожной техники в Украине в 2017-2021 гг. демонстрировал умеренную динамику развития. Обновление подвижного состава осуществлялось в основном за счет государственных программ, которые дополнялись частными инвестициями, однако их объем оставался ограниченным. Около 70% грузовых вагонов производились внутри страны, тогда как в сегменте локомотивов зависимость от импорта была стопроцентной. Несмотря на постепенное приближение к европейским стандартам, парк техники оставался в значительной степени изношенным, а потребность в инновациях превышала имеющиеся возможности производителей.
В 2022 году начало полномасштабной войны вызвало резкий спад во многих сегментах. Пассажирские перевозки сократились более чем на 50 %, тогда как в грузовом секторе произошло переформатирование приоритетов. Более 80 % перевозок были направлены на стратегические и гуманитарные грузы, что требовало быстрого ремонта и восстановления техники. Производители оказались в условиях дефицита комплектующих и нехватки квалифицированной рабочей силы, что привело к сокращению производственных объемов в среднем на 40–60 % по сравнению с довоенным уровнем.
В течение 2023-2025 гг. рынок железнодорожной техники Украины постепенно адаптировался к новым условиям, сложившимся в результате войны и изменения логистических маршрутов. Производство грузовых вагонов продемонстрировало рост более чем на 70 % по сравнению с кризисным 2022 г. Пассажирский сегмент восстанавливается значительно медленнее, сохраняя лишь около 20–30 % довоенных показателей, однако его развитие поддерживается государственными заказами и проектами международной помощи. Существенно вырос спрос на запчасти, объемы продаж которых в денежном выражении ежегодно растут в среднем на 10 %, что отражает приоритетность ремонта и продления эксплуатационного ресурса техники. Основными вызовами являются зависимость от импорта технологий, нехватка кадров и потребность в цифровизации. В то же время наблюдается постепенное внедрение инноваций — систем мониторинга технического состояния и цифровых решений управления перевозками.
Несмотря на положительные сдвиги, отрасль по-прежнему остается уязвимой к экономической и безопасности нестабильности, а темпы ее восстановления будут определяться объемами инвестиций и уровнем интеграции в международные рынки. В ближайшие годы ожидается постепенное наращивание производства, рост объемов экспорта и более активное привлечение иностранных технологий, что должно способствовать модернизации подвижного состава и повышению конкурентоспособности украинской железнодорожной техники.
1. Общая характеристика рынка
1.1. Описание рынка (вступительная часть, методологии, классификаторы)
1.2. Анализ тенденций, повлиявших на рынок, как они проявлялись и на какие сегменты влияли; предпосылки и проблемы развития: до 2021 года и после начала полномасштабной войны
1.3. Общие показатели рынка, расчет емкости рынка в натуральных и денежных показателях
1.4. Сегментация и структурирование рынка
2. Основные операторы рынка
2.1. Перечень основных операторов рынка и их структурирование
2.3. Степень конкуренции и риски. Факторный анализ рыночных долей конкурентов
3. Производство железнодорожной техники в 2017-1 пол. 2025 гг.
3.1. Динамика производства в количественных показателях
3.2. Динамика производства в стоимостных показателях
3.3. Доли внутренних производителей
4. Внешняя торговля и ВЭД
4.1. Экспорт железнодорожной техники из Украины в 2017- 1 пол. 2025 гг.
4.2. Импорт железнодорожной техники в Украину за 2017- 1 пол. 2025 гг.
5. Цена и ценообразование на рынке
5.1. Индекс цен на исследуемые продукты
5.2. Описание факторов, влияющих на формирование цены, структура
6. Анализ сегмента перевозок железнодорожным транспортом
6.1. Сопоставление динамики объемов внутренних и международных перевозок различными видами транспорта
6.2. Структура перевозок в разрезе отраслей - типичных клиентов рынка железнодорожных вагонов
7. Выводы. Прогнозные показатели рынка
7.1. Построение гипотез развития рынка. Прогнозные показатели развития рынка в 2025-2027 гг. по сегментам в двух сценариях: интенсификация боевых действий и уменьшение интенсивности
1. Перечень кодов товарных групп, которые были приняты для анализа
2. Статистические показатели подвижного состава Укрзализныци за 2021-2024 гг.
3. Структура парка вагонов по состоянию на 21.01.2022 (УЗ) и конец 2020 г. (другие владельцы), ед. техники
4. Обновление подвижного состава частными компаниями в 2024 году (открытые данные), ед. техники
5. Емкость рынка в натуральном выражении, 2017-2024 годы, ед. техники
6. Объемы реализации железнодорожных локомотивов и подвижного состава в Украине в 2017-5 мес. 2025 гг., млн грн.
7. Производители вагонов пассажирских, специализированных и транспортных средств для ремонта путей в Украине в 2017-2021 годах в натуральном выражении, единиц техники
8. Основные производители грузовых вагонов и цистерн в Украине по состоянию на 2025 год
9. Производители запчастей в Украине в 2017-2022 годах, объем реализации продукции, млн. грн.
10. Основные производители запчастей в Украине в 2017-2022 годах, объем реализации продукции, млн. грн.
11. Основные параметры оценки конкурентной среды на рынке по методике М. Портера
12. Оценка конкурентной среды на рынке грузовых вагонов в Украине
13. Оценка конкурентной среды на рынке запчастей в Украине
14. Производство железнодорожной техники в Украине в разрезе товарных категорий в натуральном выражении, ед. и тыс. тонн
15. Доходы производителей железнодорожной техники всех видов в Украине и доли рынка компаний по результатам 2024 г.
16. Структура экспорта железнодорожной техники из Украины за 2017-6 мес 2025 гг., в денежном выражении, млн долл.
17. География экспорта железнодорожной техники из Украины, ТОП-12 стран за 2017-6 мес 2025 гг., в денежном выражении, млн долл.
18. Структура импорта железнодорожной техники в Украину за 2017-6 мес 2025 гг., в денежном выражении, млн долл.
19. География импорта железнодорожной техники в Украину за 2017-6 мес 2025 гг., в денежном выражении, млн долл.
20. Динамика импортных цен на железнодорожную технику, тыс. долл./ед.
21. Динамика импортных цен на запасные части к железнодорожной технике, долл./кг
22. Объемы перевезенных грузов по видам транспорта в Украине за 2017-2024 гг., в натуральном выражении, млн тонн
23. Объемы перевозки грузов железнодорожным транспортом в Украине по видам грузов за 2023-2024 гг., млн тонн
1. Основные производители вагонов в 2021 году, в натуральном выражении, единиц техники
2. Динамика реализации железнодорожной техники (вагоны и локомотивы) в денежном выражении, млрд грн
3. Динамика реализации железнодорожной техники (вагоны и локомотивы) в денежном выражении, млрд долл.
4. Динамика экспорта железнодорожной техники (суммарно по всем товарным группам) из Украины за 2017-6 мес. 2025 гг., в денежном выражении, млн долл.
5. Динамика импорта железнодорожной техники (суммарно по всем товарным группам) в Украину за 2017-6 мес. 2025 гг., в денежном выражении, млн долл.
6. Структура себестоимости производства железнодорожной техники, %
7. Динамика объемов грузовых перевозок железнодорожным транспортом в Украине 2017-2024 гг. в натуральном выражении, млн тонн
8. Сравнение объемов грузовых перевозок железнодорожным и автомобильным транспортом в Украине за 2017-2024 гг. в натуральном выражении, млн тонн
9. Грузовые перевозки по железной дороге по видам сообщения за 2021-2024 гг., млн. тонн
10. Сравнение структуры перевозки грузов по железной дороге по видам продукции за 2023-2024 гг., в натуральном выражении, %
11. Структура экспортных перевозок в Украине за 2024 год, в натуральном выражении, %
12. Прогноз объемов реализации железнодорожной техники в Украине в стоимостном выражении по оптимистическому и пессимистическому сценариям, млрд грн