Теплые полы уже давно стали привычным атрибутом быта, поскольку способны сделать нахождение в помещениях более комфортным, а также используются как основной и как вспомогательный источник тепла.
Однако результаты исследования рынка электрических теплых полов в Украине свидетельствуют о том, что спрос на данный вид товаров снижается. На рынке преобладают теплые полы иностранного производства - это 70% продукции, и цена на них внутри Украины сильно зависит от валютного курса. Так, в течение 2015-2017 годов гривна упала по отношению к доллару США на 22%, соответственно подорожал и импорт. Многие ритейлеры закладывают в цену и прогнозируемое дальнейшее снижение курса национальной валюты.
На рынок теплых полов на электричестве влияет и наличие более экономных вариантов подогрева, например, водяных теплых полов. С учетом роста цен на электроэнергию, водяной подогрев становится более привлекательным. Те, кто все-таки решает приобрести электрические теплые полы, все чаще отдают предпочтение продукции отечественных производителей, как более конкурентной и доступной по цене. Анализ рынка электрических теплых полов показывает тенденцию снижения импортных поставок с одновременным увеличением внутреннего производства. Однако, последнее растет более медленными темпами, чем сокращается импорт и приводит к уменьшению общего объема рынка теплых полов в Украине.
Придать дополнительную динамику украинскому производству может расширение существующих и поиск новых каналов экспортных поставок. Пока украинские теплые полы продаются в основном в Россию и Молдову. Три четвертых экспорта – это продукция днепропетровской компании СТН, а почти 17% занимает реэкспорт полов иностранных брендов. Тормозит освоение экспортного потенциала низкая конкурентоспособность украинских теплых полов на рынках развитых стран.
Сбыт теплых полов в Украине строится по трем основным схемам.
Первая схема используется мелкими производителями и предполагает непосредственный контакт с многочисленными ритейлерами, что непрактично при больших объемах выпуска. Поэтому наиболее распространена вторая схема, при которой с дистрибуторами работают региональные операторы. А третья схема сбыта активно развивается вместе с интернет-торговлей.
Проведенное исследование рынка теплых полов показывает, что покупатели продукции принадлежат к двум основным категориям – это домохозяйства и организации. Многие владельцы квартир в новостройках монтируют в своем жилье теплый пол при проведении первичного благоустройства. Покупатели с высокими доходами, прежде всего, обращают внимание на уровень качества, комфорта и безопасности. Для более скромных потребителей безопасность также остается в приоритете, но предъявляются повышенные требования к доступности по цене и энергоэффективности.
Среди организаций, теплые полы покупают в основном строительные компании и детские учреждения. Строители, выбирающие эту продукцию, в первую очередь обращают внимание на цену, а во вторую – на безопасность. Установленный в новостройках теплый пол может стать элементом маркетинговой стратегии отдела продаж компании-оператора по привлечению покупателей. Для дошкольных учреждений наоборот, больше важна безопасность, менее приоритетны цена и удобство.
Дальнейшее развитие рынка теплых полов, как свидетельствуют результаты проведенного анализа, будут зависеть от темпов улучшения экономического благополучия потребителей и стабильности курса валют. В связи с уменьшением импорта, высвобождается рыночная ниша для украинских производителей. Их перспективы связаны с прогнозируемым увеличением внутреннего спроса и активностью на экспортном направлении.