В 2014 году общая выручка ритейлеров, по данным Forbes, существенно снизилась, составив 70,22 млрд грн. При этом только два оператора из крупнейших представленных в рейтинге получили чистую финансовую прибыль. Убытки первого десятка лидеров рынка в совокупности превысили 3,5 млрд грн, из которых 2,4 млрд приходятся на АТБ-Маркет, Фоззи Груп и Metro.
Однако, несмотря на значительное падение выручки некоторых операторов, рынок продолжал развиваться. Динамичнее других расширялись сети АТБ-Маркет и Volwest Group (магазины Наш край, Наш край — экспресс, Дисконт). Впрочем, масштабы расширения в сравнении с 2014 годом сократились.
Основной тенденцией рынка сегодня является переориентация с размера магазинов на их кол ичество. Вместо открытия больших магазинов операторы перестраиваются на формат магазинов у дома. Также стоит отметить расширение ассортимента продукции за счёт собственных торговых марок. Уменьшение затрат на логистику и на рекламу позволяют снижать цену на продукты, по качеству мало отличающуюся от брендовых. В условиях снижения покупательной способности населения спрос на такие товары увеличивается.
Эта тенденция сохранится и в 2015 году — учитывая новые вызовы на рынке, следует ожидать, что крупнейшие сети с налаженной логистикой будут чувствовать себя более уверенно. Также замедлится темп открытия новых магазинов – сети будут нацелены на сохранение ранее завоёванных позиций.
2015 год принесет увеличение оборота крупных сетей по причине девальвации гривни и, соответственно, роста цен. Однако это не говорит о росте доходности данного направления. В условиях обострения конкуренции следует ожидать увеличения количества различных акционных предложений, однако они будут носить точечный характер.
Александр Соколов — генеральный директор компании Pro-Consulting
Андрей Мокряков — аналитик отдела анализа рынков Pro-Consulting