Практически любое блюдо становится полноценным лишь тогда, когда рядом с ним есть спутник – соответствующий соус. Соус может служить и маринадом, и заправкой к салату, и дополнением к правильно прожаренному стейку или рыбе. К примеру, привычно приготовленное мясо, может звучать совершенно иначе и ново с правильным соусом.
Рынок соусов и майонезов активно развивается и старается внимать требованиям своих потребителей, и сам в свою очередь создаёт тенденции. Так, вспомним, что не за горами те времена, когда в магазинах из соусов продавался практически только майонез, большой спрос имели большие упаковки. Да и как же иначе? Любой праздничный стол не мог обойтись без увесистой порции салатов «Оливье» и «Шуба». Стоит отметить, что в категорию соусов входили и входят по настоящее время ещё два друга знаменитого майонеза. Горчица и кетчуп – без которых не могли обойтись многочисленные походы на шашлыки и которые часто сопутствовали ужин из макарон и сосисок.
Но, гастрономические пристрастия украинцев меняются. Со временем на рынке стали появляться соусы на основе майонезов, отдалёнными прототипами которых были известные мировые кулинарные шедевры. Таким образом, например, на рынке появился соус «Тартар». Главное, что сие новшество было очень удобным: были соусы, которые подходят к рыбе; соусы к мясу; соусы к разнообразным закускам.
Сегодня не смотря на большой ассортимент продукции, на рынке соусов и майонезов происходит снижение спроса. Соус является усилителем вкуса продуктов, но никак не продуктом первой необходимости – наверняка, это в кризисное для Украины время, стало одной из ряда причин снижения объёмов потребления на данном рынке.
Рассмотрим динамику ёмкости рынка соусов в Украине за последние несколько лет. 2012 и 2013 год удерживали ёмкость примерно на одном уровне – 414,8 тыс. тонн и 432,2 тыс. тонн (+4,2% в 2013-м). Но уже в 2014-м, что привычно для практически любого украинского рынка, темп прироста составил -14,6% (369,2 тыс. тонн). 2015-й удержал позиции на уровне 343,6 тыс. тонн, чем утратил ещё 6,9% по сравнению с предыдущим годом. По состоянию на первый квартал 2016 года, ёмкость рынка составила 80,7 тыс. тонн.
Динамика емкости рынка соусов в Украине за 2012 – I кв. 2016 гг., в натуральном выражении, тыс. тонн
Источник: по данным Госстата, оценка Pro-Consulting
Ещё одной важной причиной падения спроса на соусы и майонезы является тренд здорового образа жизни. Всё чаще заправку для салатов с тяжёлой майонезной, заменяют на куда более полезное сочетание – лимонный сок, оливковое масло, специи. Популярными стали и йогуртовые заправки. Существуют даже рецепты соусов для заправки салатов измельчёнными в блендере соцветиями брокколи и авокадо.
Рынку стоит присмотреться к своим потребителям, ведь уже совсем скоро ситуация на рынке соусов и майонезов изменится в обратную сторону. Ещё одна современная тенденция – это создание различных зарубежных и авторских соусов. Чаще всего основой для них тоже служат соусы: например, в качестве такого базиса популярна дижонская горчица или соевый соус.
Нельзя сказать, что рынок так уж отстаёт от желаний покупателей. Тот же майонез представлен на рынке в различных вариациях: есть лёгкий – с низким процентом жирности; есть постный – без содержания яиц; есть на основе перепелиных яиц.
Для того, чтобы больше узнать о своих потребителях и возможностях, которые может предоставить рынок для Вашего производства, Вы можете заказать маркетинговое исследование рынка соусов и майонезов.