1461

"Расприделения" - комментарий Дмитрия Олейника, исполнительного директора компании "Pro-Consulting". Газета "Бизнес"

Вряд ли мы кого-то удивим сообщением, что базис представленного документа ничего общего с реальностью не имеет. Напрягает то, что авторы проекта Госбюджета-2010 продолжают утверждать, что Госбюджет-2009 выполняется на 100% и более, а также, что Уровень выполнения помесячного плана доходов Общего фонда Госбюджета постоянно повышается. При этом они, само собой, забывают упомянуть, что "повышать уровень выполнения" удается за счет:
• ежемесячных перебросок запланированных к сбору платежей на декабрь (скоро план последнего месяца достигнет по объему четверти годового плана);
• подпиткой бюджета гигантскими заимствованиями (только за первые 8 месяцев Кабмин привлек к финансированию бюджета на внутреннем и внешнем рынках более 60 млрд грн., что составляет почти 40% доходов Общего фонда за этот период). 
Не вселяет оптимизма и то, что разработчики Госбюджета-2010 изначально опирались на заведомо нереальные макропрогнозы. Приведем несколько примеров. Скажем, объем номинального ВВП в 2010 г. спрогнозирован Кабмином на уровне 1178,6 млрд грн. (кстати, аналогичный показатель нынешнего года вообще засекречен — до сих пор в качестве официального прогноза значатся 1046,5 млрд грн., утвержденные еще в декабре 2008 г. и не имевшие ничего общего с реальностью изначально). Это означает, что рост номинального ВВП с 2008 г. по 2010 г. должен составить 24,1%. Сколько бы Кабмин ни "секретил" данные текущего года, можно с достаточной уверенностью прогнозировать, что в 2009 г. номинальный ВВП останется примерно на уровне 2008 г.: 14%-ное падение реального ВВП будет компенсировано примерно таким же (или чуть большим) показателем индекса-дефлятора. Следовательно, рост номинального ВВП должен быть достигнут именно в 2010 г. Но даже если поверить в реальность прогнозируемого правительством роста реального ВВП на 3,7%, то получится, что ценовые индексы в следующем году должны вплотную приблизиться к 120%. А согласно макропрогнозу, они чуть ли не вдвое ниже.
Собственно, весь документ попросту соткан из подобных противоречий, которые правильнее было бы назвать подлогом. В результате из "надутого" до почти 1,2 трлн грн. ВВП вырисовываются 359,4 млрд грн. доходов Сводного бюджета (см. "Доходы..." на стр.15). При этом запланированный уровень перерас¬пределения ВВП через Сводный бюджет немал, даже без учета нереальности прогноза по ВВП (см. "Удельный вес..."). О намерении еще более усилить фискальное давление на экономику говорит и сравнение роста доходов Сводного бюджета с ростом номинального ВВП (см. "Прирост..." на стр.15). И это если опираться на "сказочные" прогнозы и планы на текущий год. В реальности же доходная часть Сводного бюджета нынешнего года вполне может быть не выполнена на 40-45 млрд грн. Так что на самом деле закладываемый на 2010 г. рост доходов бюджета составляет около 35%! Соответственно, понятно, что собой представляет и запланированный дефицит Сводного бюджета в 46,7 млрд грн. О доходах и их сущности хотелось бы сказать еще пару слов. В распоряжении БИЗНЕСа оказались некоторые материалы переписки между ГНАУ и Минфином относительно готовящегося Бюджета. В них можно увидеть реальные прогнозы поступления, во всяком случае, тех платежей, которые контролирует ГНАУ (см. "Планы поступлений..."). Отрыв от реальности впечатляет! Например, поступления налога на прибыль запланированы на 33% больше, нежели можно собрать. Но особенно впечатляет, безусловно, заложенный на будущий год объем средств на возмещение НДС Кабмин прогнозирует существенны] рост номинального ВВП, почти 10%-ны] (к тому же в долларах) рост экспорта, при этом... чуть ли не вдвое, по сравне нию с текущим годом, сокращает пла] по возмещению НДС! Правда, глав Комитета ВР по вопросам налоговой таможенной политики Сергей Терехин считает, что оборот облагаемых НДС операций уверенно перемещается в не облагаемый сектор (например, на рыню или просто "в тень") и вектор прогноз в этом смысле выглядит правильно. Если же расчет Минфина базировался на дву кратном сокращении легальной эконо мики, то не проще ли отказаться от НД( и перейти на какие-нибудь проверенны веками способы наполнения бюджет; подушный налог или барщина с оброков наконец. В противном же случае возме щение НДС в стране просто остановится а налог на добавленную стоимость окон чательно де-факто превратится для все) кроме избранных, в налог с оборот;
В очередной раз не оправдались и на дежды на укрепление собственной дохол ной базы местных бюджетов (см. "Удель ный вес доходов..."). Она продолжае оставаться на мизерном уровне. И рас считывать местные власти по-прежнем могут лишь на подачки в ходе перерас пределения через Киев средств.
Эксперт — о нелогичности
Дмитрий Олейник (35), исполнительный директор инвестгруппы "Про-Консалтинг" (г.Киев, с 2004 г.; 28 чел.)
Проект бюджета ставит менеджеров в затруднительное положение при построении финансовых планов на будущий год. Он рассчитан исходя из того, что темпы роста ВВП составят 3,76% при инфляции 9,7%. Учитывая текущее состояние экономики и общемировые тенденции, уложиться в такие параметры будет практически нереально. Фантастическим выглядит и заложенное в проект прогнозное значение курса гривни. Учитывая скрытый дефицит бюджета, который, по некоторым оценкам, вдвое выше декларируемого, профинансировать запланированные расходы без эмиссии будет невозможно. В этих условиях прогнозировать укрепление гривни нелогично. Настораживают также и планы Кабмина по стремительному наращиванию госдолга. Планируемое увеличение этого показателя со 193 млрд грн. до 343 млрд грн. без адекватной инвестиционной составляющей в планируемых расходах бюджета не позволяет назвать его бюджетом развития.
смотреть следующую новость

Другие новости

Связаться с нами