Водка – продукт, который неоднозначно воспринимается в обществе, но всегда пользуется большим спросом у потребителей. Этот товар, имеющий низкую себестоимость, благодаря своей популярности является источником сверхприбылей для производителей и продавцов. Именно поэтому к производству спирта и алкогольных напитков приковано большое внимание государственных органов, бизнес сообщества и рядовых граждан. В последнее время политика правительства направлена на повышение стоимости водки для конечного покупателя. Делается это путем увеличения акциза на спирт и минимальной розничной цены на конечный продукт.
В последний раз минимальная цена бутылки водки объемом в 0,5 л была повышена почти на 10 грн в августе текущего года. В настоящее время она находится на уровне 79,55 грн за пол-литровую бутылку. Кроме того, правительством было предложено утвердить рост акциза на спирт на 11,25%. Однако, такие инициативы властей вызвали много вопросов у экспертов рынка. Дело в том, что со времени предыдущего повышения в конце 2016 года прошло не так много времени, и рынок отреагировал на него негативно. Тогда акциз и минимальная розничная цена водки выросли на 20% и 27% соответственно.
Стоит подчеркнуть, что данные меры привели к сокращению производства водки, которое, по информации Государственной службы статистики Украины, за 9 месяцев 2017 года составило 16,5 процентов по сравнению с аналогичным периодом прошлого года.
Представители власти объясняют такую политику повышения цен различными причинами. Одной из них может являться желание наполнить государственный бюджет за счет увеличенных сборов. Звучат также мнения, что дорогой и менее доступный алкоголь заставит украинцев отказаться от его излишнего употребления и даст возможность вести более здоровый образ жизни.
Альтернативная точка зрения показывает, что инициативы правительства не слишком убедительны и могут стать стимулом для наращивания теневой деятельности. Речь идет о том, что рост отчислений в бюджет может не перекрыть увеличения «теневого» производства водки в стране, как было в предыдущие годы. Поэтому сходя из мировой практики, а также предыдущего опыта пересмотра акцизов на рынке, важно соблюдать баланс между рыночным развитием и государственным регулированием.
Компания Pro-Consulting продолжает отслеживать тенденции на рынке алкогольной продукции для предоставления своим клиентам наиболее актуальной информации, необходимой для принятия правильных решений в процессе их бизнес-деятельности.
Источники: РИА Новости Украина, БизнесЦензор, Allretail