Рынок косметики и парфюмерии Украины является одним из наиболее динамичных торговых сегментов в стране, а также наиболее быстро развивающимся рынком косметики в Восточной Европе.
"2013 год был очень показателен тем, что первое полугодие росло более динамичней, чем второе. Это было связанно из обострениям политической и экономической ситуации в стране. Поэтому, в общем, по объемам роста мы выходили на 3,2%", - отмечает генеральный директор компании Avon в Украине и Грузии Карина Таковенко.
Г-жа Таковенко добавляет, что средства по уходу за волосами по результатам 2013 года составляют 20% рынка косметики в Украине, средства по уходу за кожей – 17%, декоративная косметика – 13%.
"Показательно, что первое место в Украине занимают средства по уходу за волосами, тогда как в мире лидируют средства по уходу за кожей. Кроме этого, парфюмерная категория на украинском рынке занимает более весомую долю по сравнению с общемировым показателем – 12,5 и 10% соответственно", - подчеркивает она.
В частности, в 2013 году объем украинского рынка парфюмерии вырос на 3,3% по сравнению с 2012 годом. В то же время рынок декоративной косметики вырос на 3,6%, средства по уходу за волосами – на 2,7%, средства по уходу за кожей – на 2,6%. Самый большой рост продемонстрировали рынок детского ухода и рынок средств по уходу за зубами – 9 и 4,6% соответственно.
"Самыми популярными средствами по уходу за волосами продолжают оставаться шампуни, за ними следуют – краски для волос. Если говорить об уходе за кожей, то здесь лидируют средства по уходу за лицом, хотя все большим спросом пользуется продукция для тела. Среди декоративной косметики лидерами роста являются туши и лаки для ногтей. Также в Украине по-прежнему доминирует косметическая продукция категории "масс-маркет", – добавляет Таковенко.
Несколько десятков лет назад в США ввили понятие "lipstick effect", что означает "эффект помады". Теория заключается в том, что когда страна сталкивается с экономическим кризисом, потребители будут охотнее покупать менее дорогостоящие предметы роскоши. Вместо того чтобы покупать дорогие шубы, например, люди будут покупать дорогую помаду. Поэтому именно покупки помады и показали темпы роста в Украине.
"Парфюмерный рынок в Украине переживает так называемый "lipstick effect" и демонстрирует рост, который опережает темп роста мирового рынка. Несмотря ни на что, для наших женщин остается важным хорошо выглядеть", – утверждает Таковенко.
Как рассказывает генеральный директор Pro-Consulting Александр Соколов, около 90% продукции на рынке на сегодняшний день импортного происхождения. Отечественным операторам достаточно сложно конкурировать с иностранными брендами, при этом сырье, которое они закупают для производства, как правило, иностранного происхождения. Поэтому отмечается высокая зависимость ценообразования от стабильности национальной валюты.
"Учитывая девальвацию национальной валюты, есть смысл говорить об удорожании косметической продукции в Украине в среднем на 25-30% в пересчете на гривну. Особенностью рынка является большая часть контрафактной продукции – ее доля в 2014 году приближается к 30%, что осложняет конкуренцию на рынке, в первую очередь по ценам", - говорит он.
Однако, если говорить о дальнейшей перспективы косметического рынка, то он будет очень сильно зависит от стратегий, которую выберет каждая конкретная компания для себя в текущей ситуации.
"На этом рынке большинство игроков-компаний которые импортируют продукцию, соответственно каждая из компаний на данный момент будет принимать решения, насколько сильно она будет защищать свою рентабельность в этом году и насколько сильно, она будет защищать свою долю рынка. Динамика 2015 года будет зависеть от того насколько быстро и реально стабилизируется ситуации в стране и что произойдет с курсом гривны", - акцентирует внимание Таковенко.
В то же время Соколов добавил, что рынок характеризуется некоторой сезонностью спроса, он обычно растет в осенне-зимний период, а также к праздникам (23 февраля, 8 марта и т.д.). Также зимой наблюдается увеличение спроса на различные крема (питательные/защитные).