1319

Бесценный бензин - комментарии Александра Соколова, директора аналитического департамента компании Pro-Consulting. Информационный портал "Обозреватель"

Зависимость украинского рынка нефтепродуктов от мирового подтолкнула энергочиновников к мысли о том, что отечественный нефтепром все-таки можно и нужно развивать. Именно поэтому две недели назад министр энергетики и угольной промышленности Юрий Бойко анонсировал введение импортных пошлин на нефтепродукты с 1 декабря. Почему к реформированию отрасли власти приступают не сиюминутно, вполне понятно: малейшее колебание цен в сторону роста (а дополнительные пошлины, как ни крути, к этому приведут) вряд ли поспособствует лояльности электората во время голосования на выборах в парламент. Кроме того, несомненно на стоимость топлива повлияют повышенные с 1 января 2013 года акцизы на бензин. Правда, пока что законопроект принят лишь в первом чтении, но аналитики уверены, что проголосовать в целом за данное нововведение депутатам после парламентской кампании ничего не помешает. Учитывая описанные выше грядущие новшества, "Обозреватель" решил разобраться в том, что же нынче происходит на рынке топлива и чего ожидать автолюбителям в ближайшее время.
Реалии рынка
Сегодня рынок топлива в Украине с лихвой обеспечен бензином. При этом спрос на бензины к зиме значительно сокращается, ведь полевые работы, на которые уходит значительная часть топлива из общего баланса, завершаются. Посему такого количества топлива, которое на рынке имеется в данный момент, украинскому потребителю просто не нужно. "С 2005 года, когда рынок обрел нынешнюю открытую и диверсифицированную структуру, не было ни одного раза, чтобы рынок испытывал дефицит. И сегодня ресурсное наполнение профицитное, особенно учитывая постепенный спад спроса в связи с окончанием сезона активного потребления", - отмечает директор консалтинговой группы А-95 Сергей Куюн.

Однако не секрет, что с остановкой Одесского, Лисичанского и снижением загрузки Кременчугского нефтеперерабатывающего завода, который сегодня работает лишь на 17%, украинский топливный рынок претерпел существенные изменения. "Ключевые изменения – увеличение объемов закупок импортных нефтепродуктов. Сегодня вектор поставок выглядит следующим образом. Север, запад и центральные регионы – Беларусь, Россия, Литва, Польша. Восток и юг Украины – Россия, Туркменистан и Румыния", - комментирует "Обозревателю" аналитик компании UPECO Александр Сиренко.

Беда отечественного нефтепрома в том, что импортные продукты перекрывают кислород отечественным производителям, отодвигая их на второй план. Именно эта ситуация, как отметил министр энергетики Юрий Бойко, и привела к решению о введении импортных пошлин.

Говоря о состоянии и перспективах развития рынка, эксперт аналитической компании Pro-Consulting Александр Соколов отметил, что непоследнюю роль здесь играет и государственное регулирование. "Украинский рынок топлива в большой степени зависит от мировых трендов, а также государственного регулирования, например, введения или отмены пошлин или квот. На текущий момент действует, так называемый плавающий акциз на топливо, который уравновешивает цены. Основная часть рынка – это импортная продукция, которая по качеству превосходит отечественные аналоги", - отметил Соколов.

Конкуренция между иностранными и отечественными производителями в большинстве своем поясняется качеством бензина. Несмотря на то, что украинские НПЗ имеют все возможности производить топливо по европейским стандартам, импортные аналоги все же здорово ударяют по ним из-за значительного технологического превосходства. Эксперты говорят, что на украинский рынок поставляется довольно качественная продукция, и на этот счет беспокойства не выражают. "В качестве нефтепродуктов фактических изменений не произошло: из перечисленных стран поставляются бензины и ДТ стандартов Евро-4 и Евро-5. Но украинские НПЗ в Лисичанске, Кременчуге и Одессе могут производить аналогичные продукты", - отмечает Александр Сиренко.

Основными поставщиками бензина в нашу страну являются Беларусь, Литва, Польша, Румыния - страны, где ниже Евро-5 топливо фактически не производится. По словам Сергея Куюна, лишь в Беларуси пока производится топливо по стандарту Евро-4, но в Украину на 95% оттуда идет Евро-5. Однако аналитики рынка отмечают, что, учитывая выросшую долю импорта до 70-80%, украинский рынок стал более чувствителен к изменениям, происходящим на внешних рынках в плане роста цен. "Ярко выраженная зависимость от европейских котировок проявляется преимущественно в ценах на оптовые партии бензинов и ДТ, розничная стоимость "застрахована" от существенных колебаний так называемым "плавающим" акцизом", - пояснил нам Александр Сиренко.

Акцизно-пошлинные перспективы

Согласно тексту принятого в первом чтении законопроекта, которым акцизы на нефтепродукты увеличиваются, их рост предусмотрен в следующих пропорциях. Ставка акциза для бензинов составит 2243,24 гривны за тонну. Для дизтоплива с содержанием серы до 0,2% – 1110,29 гривны за тонну. За тонну дизтоплива с содержанием серы 0,035%-0,2% придется платить 849,71 гривны, с содержанием серы 0,005%-0,035% – 770,41 гривен, с содержанием серы до 0,005% - 521,16 гривны.

Сегодняшние ставки акцизного сбора исчисляются в евро, поэтому еще одним новшеством, которое предлагают депутаты – это пересчет в гривне ставок акциза на нефтепродукты, ссылаясь на привязку к индексам потребительских цен, которые определяются в нацвалюте. Действующие акцизы для бензина составляет 198 евро за тонну, для тонны дизтоплива с не более 0,2% серы – 98 евро, с содержанием серы 0,035%-0,2% –75 евро, с содержанием серы 0,005%-0,035% – 68 евро за тонну, а с содержанием серы до 0,005% – 46 евро за тонну.

Как акцизы, так и импортные пошлины несомненно отразятся на украинском рынке нефтепродуктов. Однако влияние данных новшеств пока что имеет лишь перспективные ожидания. Так, директор НТЦ "Психея" Сергей Сапегин считает, что 1 декабря – нереальная дата для введения пошлин, акцентировав внимание на том, что ввести их можно лишь через 90 дней после завершения специальной комиссией расследования касательно ситуации на рынке.

Однако есть в этой инициативе и положительные моменты. Эксперты уверены, что импортные пошлины определенным образом простимулирует собственников отечественных НПЗ инвестировать в их развитие и модернизацию. "Если говорить о пошлинах и их смысле для НПЗ, то, безусловно, заводы получат дополнительные средства за счет увеличения цен на нефтепродукты. Однако это единственный итог, о котором можно говорить уверенно. По умолчанию все понимают, что эти деньги должны пойти на модернизацию украинских заводов, однако фактически, на бумаге, никто таких обязательств на себя не берет. Поэтому очень вероятен вариант, когда собранные с водителей деньги просто разойдутся по карманам владельцев НПЗ, как это уже раз было", - рассказал "Обозревателю" Сергей Куюн.

Директор консалтинговой группы "А-95" отметил, что до 2005 года государство оберегало НПЗ от конкуренции с зарубежными производителями путем введения пошлин и закрывало глаза на "шалости" с налогами. Однако это закончилось выводом прибыли загрнаицу и, как следствие, тем плачевным положением, в котором заводы находятся по сей день. Разделяет мнение коллеги и Сергей Сапегин. По его словам, ограничение импорта может дать толчок отечественным НПЗ. "Введение пошлин на импортные нефтепродукты прежде всего направлено на восстановление работы украинской нефтепереработки. Сегодня из 6 НПЗ в Украине работает один Кременчугский (ПАО "Укртатнафта"), остальные сошли с дистанции", - говорит эксперт.

Аналитик компании UPECO объясняет сложившуюся ситуацию тем, что украинские заводы не могут конкурировать на рынке с зарубежными. И причин тут несколько. Во-первых, иностранные производители имеют преференции в поставках сырья - в странах Таможенного союза отсутствует экспортная пошлина на нефть. Соответственно НПЗ в Беларуси и России получают сырье дешевле, чем украинские заводы. Во-вторых, иностранный бензин превосходит отечественный по техническим показателям.

По словам Сиренко, глубина переработки, выход светлых нефтепродуктов, более высокие стандарты качества иностранных топлив, иностранных предприятий намного больше, чем отечественных. В таких условиях украинским НПЗ трудно конкурировать.

При этом Сиренко называет пошлины временной регулирующей мерой, которая позволит восстановить загрузку украинских НПЗ и предаст им уверенности в конкурентной борьбе. А это неплохая мотивация, ведь если вспомнить статистику работы украинских нефтепереботчиков последних лет, то станет ясно, что заводы демонстрируют крайне негативную динамику. Согласно данным Минэнерго, суммарная мощность 6 НПЗ - около 20 млн тонн, в 2011 году было переработано около 9 млн тонн, причем за 9 месяцев 2012 года переработка упала еще на 40%.

Ко всему описанному выше директор аналитического департамента компании Pro-Consulting Александр Соколов добавил, что введение пошлин может стимулировать развитие украинских НПЗ вместе с проведением рациональной политики привлечения капитала, направленного на модернизацию существующих мощностей. "Без комплексного подхода, только лишь за счет государственных рычагов влияния, эту проблему будет весьма сложно решить", - считает он.

Куда двинутся цены

Естественно, наиболее спорным и волнующим моментом для большинства украинцев является не столько будущее отечественного нефтепрома, сколько реальный уровень цен на бензин, который так или иначе влияет на жизнь каждого гражданина. Ведь даже те, кто не ездит за рулем лично, пользуются общественным транспортом, стоимость проезда в котором напрямую зависит от цены бензина. Отвечая на вопрос будущего цен, эксперты в один голос прогнозируют подорожание бензина, которое, честно говоря, не является для украинцев неожиданностью.

Если взглянуть на динамику цен в течение последних месяцев, кажется, что к росту стоимости топлива украинцы уже должны бы и привыкнуть. Объективность цен при данном раскладе не вызывает у экспертов никаких сомнений. "Поскольку структура цен на топливо в Украине очень прозрачна. 55% - стоимость нефти, 35% - налоги, 10% - прибыль АЗС, транспортировка и хранение, транспортировка и затраты на реализацию. Норма прибыли полностью отвечает европейской, поэтому особых вопросов здесь нет. Бывает, что прибыльность возрастает, но есть периоды, когда рентабельность нулевая. В среднем же по году получается вполне нормативный показатель", - считает директор консалтинговой компании "А-95" Сергей Куюн.

В дальнейшем украинцам не придется радоваться удешевлению – и пошлины, и повышение акцизов однозначно увеличат стоимость бензина. "Скачок цен будет зависеть от размера пошлины. Украинские нефтепереработчики неоднократно заявляли, что она должна быть не меньше 100 евро за тонну, а в прошлом году они ходатайствовали перед правительством о пошлине 130 евро на бензин и 80 евро на ДТ", - отметил директор "А-95" Сергей Куюн.

По подсчетам аналитика, влияние пошлины на конечные цены очень легко просчитывается: 1 евро пошлины равен 1 копейке к цене литра топлива. Поэтому если пошлина будет 100 евро за тонну, повышение составит 1 гривну, 130 евро - 1,3 гривны на литре соответственно. Новогодний же подарок от депутатов в виде индексации на 10% акцизов, означает, что конечная стоимость литра бензина вырастет на 20 копеек (увеличение акциза составит 20 евро за тонну). Таким образом, только пошлина и акциз добавят минимум 1,20 гривны к стоимости каждого литра бензина.

Помимо этого, по мнению Куюна, на стоимости бензина и дизтоплива несомненно отразится курс доллара. "Неизвестно, каким будет курс доллара после выборов, это напрямую влияет на цены топлива, ведь и нефть, и нефтепродукты приобретаются за доллары", - пояснил он.

В свою очередь, директор аналитического департамента компании Pro-Consulting Александр Соколов прогнозирует, что введение пошлин на импортное топливо приведет к его удорожанию приблизительно на 1,1 гривны за литр, и позволит обеспечить работу отечественных НПЗ. При этом Куюн считает в корне неверным включение в цену топлива средств для развития заводов. "Их владельцы, во-первых, частные компании, во-вторых, это мощные финансово-промышленные группы. Почему им должен помогать деньгами рядовой водитель? Им должно помочь правительство путем предоставления разумных льгот по налогам на период модернизации и путем защиты рынка от контрабанды и фальсификата", - считает Куюн.

Согласен с коллегой и Александр Сиренко. "Впрочем, не исключено, что часть дополнительной фискальной нагрузки на тонну импортного топлива возьмут на себя зарубежный поставщик и импортер", - предположил эксперт. Аналитик UPECO при этом считает, что стоимость нефтепродуктов отечественного производства должны остаться без изменений, и тогда предприятия получат дополнительную прибыль с увеличения объемов производства, которое потребует рынок, учитывая дорогой импортный продукт.

В целом же аналитики уверены, что, несмотря на рост цен на топливо, его качество останется на прежнем уровне. При таком развитии событий существует риск снижения объемов реализации бензина в Украине по причине низкой платежеспособности населения. Однако очень скоро бензин по 12 с лишним гривен для украинских автомобилистов станет жесткой реальностью.
смотреть следующую новость

Другие новости

Связаться с нами