Развитие рынка моторных масел в Украине характеризуется рядом тенденций, а именно:
1. Значительным ростом украинского авторынка, начиная с января 2017 года. В январе, по оценкам экспертов, рост составил 54% по сравнению с аналогичным периодом годом ранее. Суммарный рост за первые два месяца текущего года составил 30%, в марте (по итогам трех месяцев) показатель роста достиг 35%.
2. Падением рынка автомасел с 2009 года. В период с 2009 по 2015 года объемы реализации масел в нашей стране систематически падали. Положительная динамика появилась только в 2016 году и сохранилась в 2017-м. Причиной скачка стало снижение пошлин на ввоз автомобилей.
3. Преобладанием импорта – украинские предприятия, в силу отсутствия достаточной сырьевой базы, не могут производить автомобильные масла в больших объемах.
4. Зависимостью от российских компаний – текущая политическая ситуация в стране способствует переориентации потребителей на другие марки. В то же время, российские машинные масла являются одними из лучших вариантов по соотношению цена-качество.
5. Наличием теневого сектора – большая доля реализации автомасел в Украине находится в тени в связи со значительным количеством производителей и торговых марок, а также невыгодными условиями для «прозрачного» ведения бизнеса. Государство не может осуществлять контроль всей продукции, представленной на рынке как по качеству, так и по цене. Такая ситуация может стать причиной сложностей в вопросах адекватной оценки рынка, а также определения ходов, необходимых для увеличения доли на рынке.
6. Зависимостью от роста курса доллара – цена моторных масел зависит от колебаний курса валют. Этот фактор необходимо учитывать при распределении закупок и минимизации курсовых потерь.
Украинский рынок автомобильных масел является достаточно емким и конкурентным, на нем представлены сильные мировые бренды. Ранее наша страна (до наступления политического и экономического кризиса) являлась одной из крупнейших стран-потребителей автомобильных масел в Европе.
По состоянию на 2014 год доли импорта и собственного производства моторных масел в Украине были практически равными. С 2015 года и по текущий момент доля импорта значительно выросла и составляет 75%. Данный показатель с каждым годом увеличивается – так, в первом квартале 2016 года объемы импорта составляли 76,45%, а годом позже уже 78,95%:
Причиной сокращения отечественного производства стали последствия экономического кризиса в период с 2014 по 2015 года и снижение покупательской способности. Некоторые компании-производители масел не выдержали конкуренции и вынуждены были уйти с рынка (например, один из крупнейших украинских производителей смазочных материалов Бердянский нефтемаслозавод «АЗМОЛ» объявил себя банкротом).