| Дата подготовки: | Январь 2025 года |
| Количество страниц: | 106, Arial, 1 интервал, 10 кегль |
| Графиков и диаграмм: | 61 |
| Таблиц: | 69 |
| Способ оплаты: | предоплата |
| Способ получения: | электронной почтой либо курьером в электронном или в печатном виде |
| Язык отчета: | украинский, русский, английский |




Компания Pro-Consulting провела комплексное исследование, посвященное внешней оценке проекта «Поддержка восстановления общин на востоке Украины», реализуемого международной организацией сотрудничества в рамках поддержки Украины со стороны правительства иностранного государства за счет финансирования зарубежного благотворительного фонда солидарности. Инициатива фокусировалась на удовлетворении потребностей в зимовке пострадавших украинских граждан – преимущественно пожилых людей, лиц с инвалидностью, маломобильных и других уязвимых слоев населения. Исследование состояло из трех частей и включало телефонный опрос по структурированной анкете 375 бенефициаров из Харьковской, Полтавской и Днепропетровской областей; свыше 60 координаторов организаций, получивших гранты от иностранного благотворительного фонда, и свыше 40 участников тренинга от Ресурсного центра негосударственных организаций. Его целью была проверка целевого использования грантов для поддержки пострадавшего от войны населения трех восточных областей, а также выявление проблем, с которыми сталкиваются грантополучатели, общественные организации и участники учебных проектов.
Конечные бенефициары
Из 111 населенных пунктов исследованием было охвачено 48,6%, получивших помощь. Среди них наиболее пострадавшие от войны – Харьковская агломерация, в которую входят Харьков, Чугуев, Циркуны, Черкасская Лозовая, а также Малиновка и Василенково, расположенные недалеко от зоны боевых действий в Купянском районе. На Днепропетровщине и Полтавщине регулярным атакам вооруженных сил рф подвергаются Павлоград, Днепр, Полтава, Апостолово, Зеленодольск.
Совокупно наибольшее количество объектов грантовой помощи сосредоточено в Харьковской области. Речь идет о пострадавших от обстрелов частных домовладениях – домах и квартирах и укрытиях общего пользования. В Полтавской области наиболее частыми объектами привлечения грантовой помощи оказались учебные заведения (школы, детские сады, учебно-воспитательные комплексы, учреждения внешкольного обучения, инклюзивно-ресурсные центры), на Днепропетровщине – учебные заведения и места временного проживания (МТП).
Как выяснилось в ходе исследования, наиболее проблемными с точки зрения качества выполнения ремонтно-восстановительных работ стали учебные заведения вместе с укрытиями в них – 4,0%, общежития, приюты для ВПЛ – 2,9%, частные домовладения – 2,4 %. Среди недостатков укрытий, с которыми столкнулись респонденты – малая площадь помещения, плохие вентиляция, отопление, нехватка мебели, отсутствие санузла.

В частных домовладениях не все хорошо обстоит с обустройством окон, откосов, отливов и подоконников, ремонтом крыши, межкомнатных и входных дверей и поврежденных стен. В общежитиях и других местах временного проживания шла речь прежде всего о необорудованности санузлов, электропроводки; в медучреждениях – несоблюдении требований безбарьерности.
В целом, по данным опроса, 71,5% конечных бенефициаров в Харьковской, Полтавской и Днепропетровской областях удовлетворены помощью от общественных организаций, получивших средства от иностранного благотворительного фонда. Детальное изучение анкет позволило выявить 28,5% респондентов, которые в той или иной степени были недовольны качеством выполненных работ. В Харьковской области таких 12%, на Полтавщине – 9,9%, Днепропетровщине – 6,7%.
Грантополучатели
66 опрошенных грантовых организаций представлены в 15 областях Украины, из них в рамках исследования: на Харьковщине – 32, Полтавщине – 23, Днепропетровщине – 11. Гражданские организации совокупно получили наибольшие суммы грантовых средств в Харьковской области (от 1 до 2 миллионов гривен и более), где локализуется больше бенефициаров, являющихся владельцами поврежденных от обстрелов частных домовладений. На эти средства в 59,1% случаев выполнялись ремонтно-восстановительные работы по замене окон и дверей. Больше всего зарегистрированных бенефициаров грантовой помощи от международного благотворительного фонда насчитывается в некоммерческой БО экстренной помощи военным и переселенцам на передовой и за ее пределами со штаб-квартирой в Днепре – 10 000. 83,3% целевой аудитории грантополучателей иностранного благотворительного фонда – это ВПЛ, 71,1% - люди с инвалидностью.
Серьезными вызовами для грантовых организаций в обеспечении их функциональности оказались кадровый голод – 33,3%, высокие риски для физической безопасности из-за обстрелов – 31,8% и ограниченность финансовых ресурсов – 25,8%.
Участники тренингов
В исследовании приняли участие 47 представителей (31 женщина и 16 мужчин) из 42 уникальных организаций гражданского общества, прошедших тренинги и финансовый аудит Ресурсного центра негосударственных организаций. Деятельность изучаемых 42 организаций представлена в 11 областях Украины. Из них в рамках опроса были рассмотрены 17 на Днепропетровщине и по 15 на Харьковщине и Полтавщине. В исследовании принимали участие представители гуманитарных операторов национального и регионального масштаба, которые с начала российского вторжения в феврале 2022 года занимались эвакуацией населения из временно оккупированных Мариуполя и Волновахи Донецкой области. Опрос показал, что тренинги по предотвращению психологического выгорания находятся на первом месте по количеству посещений – 46,8%. Больше всего тренинги способствовали развитию навыков общественных организаций продвигать свою деятельность, делать собственную промоцию во влиятельных кругах четко артикулированной и действенной. Средневзвешенный балл после обучения по продвижению организации достиг показателя 5,09 (до тренингов – 3,99). 29,8% участников тренингов видят связь между их обучением и положительными сдвигами. В ходе третьей части опроса также выяснилось, что 31,9% общественных организаций улучшили свою финансовую состоятельность. Кроме того, одной из задач исследования была проверка гипотезы, увеличили ли общественные организации свое присутствие в координационных сообществах на 25%. В некоторых случаях это предположение подтверждается.
1. Резюме проекта
2. Цели и задачи проекта
3. Описание методологии исследования и способов сбора данных
4 Результаты оценки
4.1 Телефонный опрос 375 бенефициаров грантовой помощи
4.2 Оценка 375 бенефициарами грантовой помощи
5. Опрос общественных организаций-грантополучателей
6. Опрос участников тренингов Ресурсного центра НПО
7. Выводы и рекомендации
8. Приложения
Приложение к Главе 4.1
Приложение к Главе 4.2
Приложение к Разделу 5
Приложение к Разделу 6
1. Распределение грантов по областям Украины, ноябрь 2024 г.
2. Цель и задачи исследования реализации проекта Организации, I квартал 2025 года
3. Выборка целевых групп для исследования реализации проекта в партнерстве с РЦ НГО и ожидаемые исходные данные, I квартал 2025 года
4. Распределение респондентов для выборки 50 ОГО, прошедших тренинги и финансовые аудиты NGORC в 2024 г. по полу и региону, январь 2025 г.
5. Сравнение распределения объектов социальной и гражданской инфраструктуры, на которые направлялась помощь грантополучателями, по имеющейся базе и данным опроса 375 бенефициаров, декабрь 2024 – январь 2025, %
6. Сравнение распределения объектов социальной и гражданской инфраструктуры, на которые направлялась помощь грантополучателями Организации, по областям, декабрь 2024-январь 2025 гг. на основе результатов опроса
7. Результат дозвона по контактным номерам базы 66 грантополучателей
8. Фактическое место проживания бенефициаров по областям, январь 2025 г., количество
9. Локализация получателей помощи от 22 общественных организаций в Харьковской области
10. Локализация бенефициаров 10 общественных организаций Днепропетровской области
11. Локализация получателей помощи от 17 общественных организаций в Полтавской области
12. Сравнение долей объектов оценивания, декабрь-январь 2025 г., %
13. Объекты гуманитарной и критической инфраструктуры на Харьковщине, нуждающиеся в грантовой помощи, январь 2025 г.
14. Учебные заведения на Полтавщине, нуждающиеся в помощи, январь 2025 г.
15. Гуманитарные объекты на Днепропетровщине, нуждающиеся в помощи, январь 2025 г.
16. Полный список неудовлетворенных потребностей 45 бенефициаров в Харьковской области, которые пользовались помощью организаций-грантополучателей Организации, декабрь-январь 2025 г.
17. Полный перечень неудовлетворенных потребностей 37 бенефициаров в Полтавской области, которые пользовались помощью грантополучателей Организации, декабрь-январь 2025 г.
18. Полный список неудовлетворенных потребностей 25 бенефициаров в Днепропетровской области, которые пользовались помощью организаций-грантополучателей Организации, декабрь-январь 2025 г.
19. Список потребностей в безопасности бенефициаров из Харьковской и Полтавской областей, январь 2025 г.
20. Перечень общественных организаций, бенефициары которых мало осведомлены об обратной связи с Организацией, январь 2025 г., N=27
21. Коммуникация бенефициаров с Организацией, январь 2025 г., количество, %
22. Список ассоциированных с бенефициарами ОГО, которые предоставляли предложения Организации, январь 2025 г.
23. Осведомленность бенефициаров о том, предоставлялись ли ответы на подобные обращения с предложениями или жалобами Организацией, январь 2025 г., количество, %
24. Список организаций, сотрудничеством с которыми бенефициары скорее недовольны, январь 2025 г.
25. Список организаций, которые совсем недостаточно информировали о Helvetas Ukraine, январь 2025 г.
26. Размер общественных организаций и количество волонтеров, январь 2025 г., количество,%
27. Сумма грантовых средств, которую получали от Организации исследуемые ОГО, январь 2025 г., количество,%
28. Ранжирование крупнейших сумм грантов от Организации для исследуемых ОГО
29. Сравнение распределения объектов социальной и гражданской инфраструктуры, на которые направлялась помощь грантополучателями, по результатам опроса 375 бенефициаров и анкетирования 66 организаций, январь 2025, количество, %
30. Распределение направлений целевого использования грантовых средств дистрибьюторами помощи, январь 2025 г., количество N=119, %
31. Список мероприятий гуманитарного реагирования грантополучателей, январь 2025 г., количество N=238, %
32. Получатели помощи от дистрибьюторов грантовых средств Организации, январь 2025 г., количество N=530, %
33. Проблемы с эффективностью у грантополучателей Организации, январь 2025 г., количество N=5
34. Размер суммы, которой не хватало грантополучателю Организации, чтобы реализовать проект, январь 2025 г., количество N=17
35. Ниши неудовлетворенности грантополучателей Организации, январь 2025 г., N=8
36. Учетное количество пользователей грантовой помощи Организации, январь 2025 г., количество N=37, %
37. Сложности с бухгалтерской отчетностью грантополучателей Организации, январь 2025 г., количество N=3
38. Детализация проблемной отчетности перед Организацией, январь 2025 г., N=16
39. Распределение интервью 9 участников из 4 четырех организаций-участников тренингов РЦ НГО
40. Распределение участников тренингов и финансовых аудитов РЦ НГО по возрасту и полу, январь 2025 г., количество, %, N=47
41. Распределение сотрудников в организации, участвовавших в тренингах РЦ НГО по полу, январь 2025 г., количество, %
42. Размер организаций-участниц тренингов Ресурсного центра НГО, январь 2025 г., количество,%
43. Основные направления деятельности общественных организаций-участниц тренингов и финансового аудита РЦ НГО, январь 2025 г., количество, %
44. Оценка состояния организации до и после тренингов РЦ НПО по шкале от 1 до 5, где 1 – «очень плохой», 2 – «плохой», 3 – «удовлетворительный», 4 – «хороший» и 5 – «очень хороший», январь , 2025 г., средневзвешенный балл
45. Список активностей, на которые участниками тренингов были израсходованы грантовые средства РЦ НГО, январь, 2025 г., количество
46. Распределение 375 бенефициаров в выборке по ОО, областям и населенным пунктам
47. Распределение 375 бенефициаров по социальному статусу, январь 2025 г., количество, %
48. Распределение 375 бенефициаров по принадлежности к уязвимым слоям населения, январь 2025 г., количество, %
49. Полово-возрастное распределение и статус 145 бенефициаров на Харьковщине, январь 2025, количество
50. Полово-возрастное распределение, статус, место жительства бенефициаров-ВПЛ на Харьковщине, январь 2025, количество
51. Полово-возрастное распределение, статус, место жительства бенефициаров-местных жителей и выезжавших, но вернувшихся на Харьковщине, январь 2025, количество
52. Полово-возрастное распределение и статус 132 бенефициаров на Полтавщине, январь 2025, количество
53. Полово-возрастное распределение, статус, место жительства бенефициаров-ВПЛ на Полтавщине, январь 2025, количество
54. Полово-возрастное распределение, статус, место жительства бенефициаров-местных жителей и выезжавших, но вернувшихся на Полтавщине, январь 2025, количество
55. Полово-возрастное распределение и статус 95 бенефициаров на Днепропетровщине, январь 2025, количество
56. Полово-возрастное распределение, статус, местожительство бенефициаров-ВПЛ на Днепропетровщине, январь 2025, количество
57. Половозрастное распределение, статус, место жительства бенефициаров-местных жителей и выезжавших, но вернувшихся на Днепропетровщину, январь 2025, количество
58. Распределение 46 неудовлетворенных бенефициаров по областям, типу объекта, полу, возрасту и статусу, январь 2025 г.
59. Список областей, в которых работают опрошенные общественные организации, январь 2025 г.
60. Распределение деятельности опрошенных 67 общественных организаций по областям, январь 2025 г.
61. Распределение опрошенных общественных организаций по территориальным общинам и населенным пунктам, январь 2025 г.
62. Населенные пункты, в которых осуществляют деятельность опрошенные организации, в январе 2025 г.
63. Распределение 47 участников из 42 организаций, прошедших тренинги и финансовый аудит от РЦ НГО по основным направлениям деятельности, январь 2025 г.
64. Распределение участников тренингов и финансового аудита от РЦ НГО по возрасту, полу и типу проводимой с ними активности, январь 2025 г., количество, %
65. Распределение участников по тренингам и финансовым аудитам РЦ НГО по возрасту, полу и типу активности Ресурсного центра НГО для них, январь 2025 г., количество, %, N=47
66. Распределение организаций-участников тренингов и финансового аудита от РЦ НГО по областям, январь 2025 г., количество, %
67. Распределение деятельности организаций-участников тренингов РЦ НГО по областям, январь 2025 г.
68. Распределение организаций, прошедших тренинги РЦ НГО, по территориальным общинам и населенным пунктам, январь 2025 г.
69. Населенные пункты, в которых действуют организации, прошедшие тренинги РЦ НГО, в январе 2025 г.
1. Географическое присутствие международной благотворительной организации и Ресурсного центра НГО в Украине, 2024 год
2. Распределение грантов Организации на целевые расходы по гуманитарному реагированию, ноябрь 2024 г.
3. География проекта «Поддержка восстановления общин на востоке Украины», декабрь 2024
4. Формирование выборки для количественного опроса 375 бенефициаров проекта, декабрь 2024 г.
5. Объекты социальной и гражданской инфраструктуры, на которые направлялась помощь грантополучателями на основе вводных данных, декабрь 2024 г., %
6. Типы выполненных работ для конечных бенефициаров помощи на основе вводных данных, декабрь 2024 г., %
7. Формирование выборки для количественного опроса 80 грантополучателей проекта, январь 2025г.
8. Формирование выборки для глубинных интервью с представителями 50 ОГО, тренированных NGORC, январь 2025 г.
9. Общая оценка 375 бенефициарами качества выполненных работ и услуг грантополучателями, январь 2025 г., %
10. Оценка респондентами ремонта и сопровождения исполнителями, январь 2025 г., N=15, %
11. Объекты неудовлетворенности 46 респондентов, январь 2025 г., %
12. Недостатки ремонта в укрытиях, январь 2025 г., количество от N=52
13. Некачественный ремонт в частных домовладениях, январь 2025 г., количество от N=18
14. Недостатки ремонта в местах временного проживания, январь 2025 г., количество от N=19
15. Люди, нуждающиеся в помощи на Харьковщине, январь 2025 г., количество от N=19
16. Оценка бенефициарами чувства собственной безопасности во время использования помощи Организации по шкале от 1 до 5, где 1 – «совершенно опасно», 2 – «скорее опасно», 3 – «нейтрально», 4 – «скорее безопасно» и 5 – «полностью безопасно», декабрь- январь 2025 г., количество
17. Осведомленность респондентов об обратной связи с Организацией – «едином окне» для обращений, январь 2025 г., %
18. Оценка бенефициарами результативности обращений к Организации по шкале от 1 до 5, где 1 – «совершенно нерезультативно», 2 – «скорее нерезультативно», 3 – «нейтрально», 4 – «скорее результативно» и 5 – «полностью результативно», декабрь-январь 2025 г.
19. Оценка степени удовлетворенности актуальных потребностей общин предоставленной помощью Организации по шкале от 1 до 5, где 1 – «совершенно неудовлетворены», 2 – «скорее неудовлетворены», 3 – «нейтральны», 4 – «скорее удовлетворены» и 5 – «полностью удовлетворены», декабрь-январь 2025 г., количество
20. Оценка бенефициарами степени общей удовлетворенности своих потребностей программой грантовой поддержки от Организации, январь 2025 г.
21. Оценка достаточности информации о программе Организации по шкале от 1 до 5, где 1 – «совершенно недостаточно», 2 – «скорее недостаточно», 3 – «сложно сказать», 4 – «скорее достаточно» и 5 – «максимально достаточно»», декабрь-январь 2025 г., количество
22. Каналы информирования бенефициаров о программах Организации, январь 2025 г., %
23. Географическая представленность организаций-участников опроса, январь 2025 г.
24. Распределение организаций по типу деятельности, январь 2025 г., % N=67
25. Оценка грантополучателями актуальности действующих программ, эффективности и результативности использования ими средств, январь 2025 г., количество, N=66
26. Перечень стейкхолдеров, ответственных за целевое использование грантов, январь 2025 г., количество N=66
27. Оценка удовлетворения грантовой помощью актуальных потребностей общины ОГО по шкале от 1 до 4, где 1 – «совершенно не закрыты», 2 – «скорее не закрыты», 3 – «скорее закрыты», 4 – «полностью закрыты», январь 2025 г., количество от N=66
28. Оценка возможности Организации помочь изменить ситуацию с безопасностью грантополучателей, январь 2025 г., от N=21
29. Проблема технической осведомленности по строительно-ремонтным работам грантополучателей , январь 2025 г., от N=10
30. Соблюдение грантополучателями Организации процедуры учета бенефициаров, январь 2025 г., % от N=66
31. Препятствия для ведения процедуры учета бенефициаров грантовой помощи Организации, январь 2025 г., количество, N=23
32. Готовность грантополучателей изменяться, чтобы вести учет бенефициаров регулярно, январь 2025 г., количество, N=21
33. Проблемы с отчетностью грантополучателей перед Организацией, январь 2025 г., количество N=16
34. Конкретизация проблем с отчетностью грантополучателей перед Организацией, январь 2025 г., количество N=18
35. Перечень наибольших проблем грантополучателей Организации, январь 2025 г., количество
36. Список других проблем грантополучателей Организации, январь 2025 г., количество N=21
37. Рекомендации для для улучшения эффективности предоставления/получения грантов в будущем от ОГО, январь 2025 г., количество, N=66
38. Возраст участников тренингов и финансовых аудитов Ресурсного центра НГО, январь 2025 г., %, N=47
39. Распределение сотрудников участников тренингов и финансовых аудитов Ресурсного центра НГО по возрасту, январь 2025 г., %, N=47
40. Географическая представленность организаций-участников тренингов Ресурсного центра НГО, январь 2025 г.
41. Распределение организаций-участниц тренингов по типу деятельности, январь 2025 г., % N=47
42. Тематика тренингов Ресурсного центра НГО, в которых участвовали ОГО, январь 2025 г., количество
43. Формат обучения организаций-участников тренингов РЦ НГО, январь 2025 г., % от N=47
44. Оценка содействия Ресурсному центру НГО большей представленности участников тренингов в координационных мероприятиях и сообществах, январь 2025 г., % N=47
45. Оценка влияния тренингов РЦ НГО на оживление финансовых операций, их объемов и/или диверсификацию источников финансирования ОГО по шкале от 1 до 4, где 1 – «совсем отсутствует», 2 – «скорее отсутствует», 3 – «скорее присутствует» и 4 – «присутствующий», январь, 2025 г., N=47
46. Финансовый эффект от влияния тренингов РЦ НГО на ОГО и инструменты улучшения их финансового положения, январь, 2025 г., N=47
47. Оценка готовности участников тренингов РЦ НУДО к финансовым аудитам по шкале от 1 до 4, где 1 – «совсем нет», 2 – «скорее нет», 3 – «скорее да» и 4 – «да, полностью», январь, 2025 г.
48. Оценка удовлетворенности учебными мероприятиями Ресурсного центра НГО в сфере психического здоровья и психосоциальной поддержки по шкале от 1 до 4, где 1 – «совершенно не удовлетворяют», 2 – «скорее не удовлетворяют», 3 – «скорее удовлетворяют» и 4 – «полностью удовлетворяют», январь 2025 г., количество
49. Оценка участниками тренингов Ресурсного центра НГО удовлетворенности своих потребностей в знаниях благодаря обучению по шкале от 1 до 4, где 1 – «совершенно не удовлетворили», 2 – «скорее не удовлетворили», 3 – «скорее удовлетворили» и 4 – «полностью удовлетворили», январь 2025 г., количество
50. Оценка респондентами достаточности полученных новых знаний во время тренингов РЦ НГО по шкале от 1 до 4, где 1 – «совершенно недостаточно», 2 – «скорее недостаточно», 3 – «скорее достаточно» и 4 – «максимально достаточно», январь , 2025 г., количество
51. Оценка участниками тренингов РЦ НГО применения полученных знаний по шкале от 1 до 4, где 1 – «совершенно не применили», 2 – «скорее не применили», 3 – «частично применили» и 4 – «полностью применили», январь, 2025 г., количество
52. Оценка участниками тренингов РЦ НГО влияния обучения на эффективность их работы по шкале от 1 до 4, где 1 – «не изменилась», 2 – «скорее не изменилась», 3 – «улучшилась» и 4 – «значительно улучшилась», январь , 2025 г., количество
53. Направления работы, улучшившиеся после тренингов РЦ НГО, январь, 2025 г., количество
54. Оценка участниками тренингов общей организации обучения РЦ НГО по шкале от 1 до 5, где 1 – «плохо», 2 – «скорее плохо», 3 – «удовлетворительно» и 4 – «хорошо», 5 – «очень хорошо», январь, 2025 г., количество
55. Оценка эффективности коммуникации с Ресурсным центром НГО во время и после обучения по шкале от 1 до 5, где 1 – «не эффективно», 2 – «скорее не эффективно», 3 – «удовлетворительно» и 4 – «эффективно», 5 – «очень эффективно», январь, 2025 г., количество
56. Другие активности при поддержке Ресурсного центра НГО, кроме тренингов, в которых участвовали респонденты, январь, 2025 г., %
57. Оценка влияния гранта РЦ НГО на организационное развитие ОГО, январь, 2025 г., количество
58. Отзывы и рекомендации Ресурсному центру НГО от участников тренингов, январь, 2025 г., количество
59. Географическое распределение 375 бенефициаров проекта Организации по областям, количество, %
60. Общее распределение 375 реципиентов грантовой помощи по возрасту и полу, январь 2025 г., %
61. Принадлежность 375 бенефициаров к статусу ВПЛ, январь 2025 г., %