В материале содержится аналитическая информация по рынку обучающих услуг в Украине. Рассмотрено следующее: количество айтишников в Украине в 2023-м, средний возраст украинской школы, количество студентов технических и нетехнических профессий в IT, выпущенных за последние 20 лет, количество претендентов на ИТ-вакансии в Украине на январь 2024 года, перечень платных и безвозмездных ИТ- школ, количество трудоустроенных студентов из разных школ, средний показатель NPS разных школ, количество курсов в разных школах, стоимость курсов в школах, зарплаты технических и нетехнических специальностей в ИТ-отрасли, самые популярные специальности в ИТ по количеству найма в 2023 году.

В данном обзоре представлена аналитическая информация по рынку ИТ образования в Украине. Рассмотрено следующее: адаптация IT-образования к военным условиям, какие профессии в сфере IT являются наиболее востребованными, меры для сохранения конкурентоспособности украинского IT-образования по сравнению с зарубежными возможностями, ситуация с образованием в условиях войны, как изменилась образовательная система в Украине во время войны, проблемы и вызовы, стоящие перед образовательной системой во время войны, анализ качества образования в онлайн формате, планы по улучшению образования на основе результатов анализа, интеграция украинского образования в мировое пространство, проблемы и вызовы для IT-образования, следствия войны для IT-сферы и потребности в кадрах.

Обзор содержит аналитические сведения по рынку цифровой юриспруденции Украины. Рассмотрено: состояние и тенденции развития цифровой юриспруденции в стране, основные новации, ландшафт legal tech, национальные особенности legal tech, краткие выводы.

Согласно исследованиям, подтвержденным аудитом Price-Waterhouse Coopers, в Украине имеются шесть лидирующих школ: Международный институт бизнеса, Киево-Могилянская бизнес-школа (kmbs), Международный институт менеджмента (МИМ-Киев), Львовский институт менеджмента (ЛИМ), Киевская бизнес-школа (КБШ) и немецкая бизнес-школа IBR. Существует также ряд школ, которые уже вышли на рынок или объявили о начале своей деятельности, но либо их программы МВА (визитная карточка любого учебного заведения, которое претендует на звание бизнес-школы) пока не имеют выпускников, либо еще не начались. Спрос на бизнес-образование полностью не удовлетворен: в противном случае новые школы не появлялись бы, а зарубежные коллеги к нам не приезжали.

В любом виде человеческой деятельности существует набор ключевых понятий, определяющих ее специфику и формирующих основу для индивидуализации того или иного вида бизнеса. В сфере недвижимости такими фундаментальными терминами являются девелопмент как вид деятельности, и девелопер как профессия. Если на Западе эти категории прочно вошли в обиход участников рынка более века назад, то в Украине о них впервые услышали в середине 1990-х. Стоит отметить, что сегодня, даже среди непосредственных участников рынка недвижимости в нашей стране, не все до сих пор разобрались и уяснили суть девелоперской деятельности, ее специфику в различных сегментах недвижимости, основные этапы развития проекта и функции, присущие девелоперской компании.

На сегодня в Украине функционирует около 100 франчайзинговых сетей. Устойчивость франчайзинговых предприятий доказывает статистика США. За первые 5 лет работы становят­ся банкротами 85% малых фирм и лишь 15% остаются работать. Для ком­паний, работающих на основе фран­чайзинга, статистика иная: из 100 ма­лых предприятий, начавших свой биз­нес, на "плаву" остаются 85. Поданным Международной ассоциации франчай­зинга (1РА) каждые восемь минут рабо­чего дня в США создается новая фран-чайзинговая точка. Франчайзинг в США наиболее распространен в сегментах бизнеса: ресторанный (в том числе фаст-фуд) -18% всего франчайзингового бизнеса, розничная торговля - 14%, оказание услуг (в том числе спортивных и турис­тических) -12%, автомобильные перевозки и обслуживание - 8%, строи­тельство - 7% .

Большинство курсов английского языка требуют оплату за семестр, но также довольно много курсов, которые принимают оплату помесячно. Как правило, это новички на рынке, которые только нарабатывают круг первых клиентов либо курсы, сидящие в сегменте дорогих услуг. В случае преждевременного прекращения обучения деньги, как правило, не возвращаются. Большая часть курсов английского языка формируют группы по уровням знаний. Один уровень соответствует семестру длительностью от 1-го до 6-ти месяцев. Не каждая школа может похвастаться наличием высоких уровней обучения – Advanced и Proficiency, большинство школ проводят набор на 4 уровня – от Elementary до Upper-Intermediate . Наиболее распространённый график обучения – 2 раза в неделю по 1,5-2 часа, время занятий – 18.00, 18.30, 19.00, 20.00, т.е. время «после работы». Некоторые курсы также могут предложить утреннее и дневное время занятий, но, как правило, в мини-группах, так как спрос на них не велик. Есть курсы, которые предлагают плавающий график

Кроме главного города Галичины эксперты и сами аутсорсеры выделяют еще два развитых украинских аутсорсинговых региона - Киев и Харьков. По словам участников рынка, в то время как во Львове сконцентрировано больше всего компаний по предоставлению IT-услуг зарубежным компаниям, столица ориентирована на внутренний аутсорсинг для крупных отечественных заказчиков, а харьковчане - лидеры по разработке радиотехнической аппаратуры "на сторону". Общий объем украинского рынка аутсорсинга уже достиг как минимум $

Как же выглядит франчайзинг в Украине? 50% всех франчайзинговых договоров связаны с торговлей нефтепродуктами, а также заведениями fast food и классическими ресторанами. Если попытаться охарактеризовать развивающиеся у нас по франчайзингу компании, то вырисовывается довольно интересная картина. Зарубежные компании, такие как Metro C&C, открывают у нас свои представительства и не спешат продавать франшизы, тогда как отечественные уже начали довольно активно продавать свои бренды. К примеру, украинский супермаркет "Наш Край" (год основания 2001) начал франчайзинговую деятельность в 2004 году и уже сейчас, помимо своих 24 предприятий, имеет 7 франчайзинговых. Развивают франчайзинговую сеть также супермаркеты "Фора", "Велика Кишеня", "Фуршет", "Сільпо", "АТБ маркет" и другие.

Когда в конце 80-х годов XX века в Советском Союзе появились первые заводы по производству "Пепси-Колы", мало кто из советских людей знал, что такое "франчайзинг". Более того, лишь редкие продвинутые единицы вообще слышали само это слово. Сегодня, решая повседневные проблемы, мы сталкиваемся с ним на каждом шагу: химчистки, заправки, СТО, фитнес-клубы, І магазины одежды и обуви, тренинги, программное обеспечение, туристические агентства. Франчайзинг вошел в нашу жизнь. И не просто прочно осел, но продолжает развиваться далее, все шире проникая в различные сферы деятельности.

Cегодня в нашей стране происходит брендирование самих школ, но при этом позиционирования за брендом преподавателей-теоретиков или преподавателей, имеющих свои научные школы, за очень редким исключением практически нет. И действительно: одна из главных проблем нынешней системы бизнес-образования в Украине - это проблема преподавательского состава. В то же время, в отличие от обычного, даже высшего, образования, главная загвоздка для преподавателя бизнес-школ - вовсе не в наличии ученой степени или соответствии реальных знаний имеющемуся диплому, а в способности эти знания применить в своей деловой жизни. И научить это делать других.

За парты отечественных бизнес-школ садятся студенты повзрослее. Средний возраст слушателей украинских программ МВА достигает 35-36 лет. Как правило, это уже состоявшиеся предприниматели, владельцы небольшого бизнеса, а также управленцы украинских компаний. К примеру, аудитория программ МВА МИБа на 80% состоит из топ-менеджеров компаний средней величины с оборотом $10-100 млн., а также менеджеров среднего звена крупнейших международных и украинских компаний. Похожий контингент студентов собрался и в других украинских школах, давно существующих на рынке и сумевших завоевать репутацию солидных игроков. В kmbs (Киево-Могилянская бизнес-школа) на программе Executive MBA, рассчитанной на топ-менеджеров, большую часть студентов составляют функциональные директора, руководители департаментов и менеджеры по развитию бизнеса, а также руководители подразделений, еще треть - генеральные директора и президенты. Около 30% студентов МВА kmbs - собственники бизнеса.

Несмотря на то, что российскому бизнес-образованию исполняется 20 лет, говорить о качественном прорыве пока рано. Во всяком случае, мнения выпускников оказались на редкость полярными — от "очень полезно" до "зря потерял время". Нелестные оценки получали даже топ-школы. Так что деканам есть над чем работать.

Вас может заинтересовать

Связаться с нами