Главным тормозом развития сетей считают снижение покупательной способности в стране, которая напрямую связана с ростом реальных доходов населения и их соотношения с уровнем инфляции. «Потребители не стали больше покупать продуктов, и у них не увеличился доход. Сейчас размер среднего чека в деньгах выше, чем в 2008-м, но количество товарных позиций уменьшилось на 10–15%», — рассказывает Контрактам коммерческий директор «Ритейл Групп» (ТМ «Велика Кишеня») Дмитрий Каширин.
Одним из главных положительных трендов этого года для торговых сетей является постепенное увеличение роли современной организованной торговли. «По мере развития в Украине организованной розницы постепенно снижается уровень лояльности потребителей к такому формату торговли, как рынок», — рассказывает директор департамента маркетинга компании «Украинский Ритейл» (ТМ «Брусничка») Вячеслав Медведев.
Также в 2013 году наметилась тенденция более четкого расслоения покупательского спроса. По словам ритейлеров, стабильность сохраняется в верхнем ценовом сегменте. При этом началась миграция покупателей к нижней ценовой планке товаров, а средний ценовой класс ассортиментного ряда понемногу теряет свою долю в общей структуре продаж магазинов. «Появляется больше дешевых товаров, стабильный спрос на дорогой ассортимент, а среднеценовая потребительская корзина падает», — говорит Дмитрий Каширин. Чтобы увеличить свою прибыльность, ритейлеры начали максимально избавляться от посредников, сближаясь напрямую с производителями и налаживая прямые закупки и поставки, в том числе и увеличивая долю собственного импорта.
Торговые предпочтения
Усиление борьбы за любовь покупателя приводит операторов ритейл-рынка к четкому распределению по форматам и оптимизации ассортиментного ряда. Продавцы ищут новые ниши и формы, пытаясь выделиться среди конкурентов. В 2013 году наибольшую популярность и развитие получил «магазин у дома», где осуществляются покупки «товара на сегодня». Этот формат сейчас также самый популярный и быстро развивающийся в Европе — 30–35% от общей доли рынка продуктового ритейла.
«В больших городах более динамичный ритм, и каждый человек ценит свое время. Ездить в гипермаркеты часто — непозволительная роскошь, ведь время, потраченное на поездку, выбор покупок, очереди на кассах, не вернется. Поэтому формат «магазин у дома» на сегодняшний день в городах-миллионниках очень актуален. Несмотря на сравнительно небольшую торговую площадь, они могут удовлетворить все потребности домохозяйств в часто потребляемых ими товарах», — рассказывает Дмитрий Каширин. По оценкам Pro-Consulting, для ритейлеров открытие торговых точек в формате «магазин у дома» — это один из путей оптимизации инвестиционных затрат на расширение сети. Крупные украинские операторы открывают целые сети «магазинов у дома» под новыми брендами: «ВК Экспресс», «Брусничка», «Наш Край Express», Spar Express и другие.
Представители украинского ритейла хотели бы открывать свои новые магазины на арендованных площадях. В таком случае увеличивается скорость открытия супермаркета при существенно меньших вложениях на старте. До кризиса ритейлеры долго и неохотно принимали решения о закрытии нерентабельных торговых точек, давая еще один шанс убыточному магазину «встать на ноги». Сейчас такие решения выносятся просто и быстро. «12 февраля 2013 года с целью оптимизации работы сети были закрыты три магазина «Брусничка» в Лисичанске, Харькове и Днепропетровске. Таким образом, количество объектов сократилось со 102 до 99. Но в целом наше развитие в этом году было достаточно динамичным. Уже сейчас сеть насчитывает наибольшее количество торговых точек за все время своего существования. До конца 2013 года откроется еще несколько новых «Брусничек», — рассказывает Вячеслав Медведев.
«Ставка доходности на инвестиции девелоперского рынка обычно ниже, чем в ритейле, что по экономическим расчетам приводит к выводу о большей привлекательности аренды, нежели покупки. Но с каждым годом становится все труднее развивать продуктовую сеть таким способом. Это напрямую связано с ограниченным количеством качественных площадей для продуктового ритейла», — констатирует Вячеслав Медведев.
Скромные успехи
«Рынок начал падать. Покупательная способность упала. Чек упал. Не количество чеков, а размер чека. В зависимости от сети обороты снизились от 0 до 10%», — рассказывает Контактам председатель наблюдательного совета сети «Фуршет» Игорь Баленко. По его словам, именно для того, чтобы сохранить объемы своего оборота, сети начали активно открывать новые торговые точки. В целом в 2012 году в Украине было открыто около 430 новых торговых точек в сегменте ритейла FMCG. Наиболее активно свою сеть расширял «АТБ-маркет», открыв 156 новых магазинов, доведя общее количество торговых точек до 686. Именно «АТБ-маркет» имеет сейчас наиболее развитую торговую сеть среди FMCG-операторов Украины. Однако по объемам товарооборота он уступает компании Fozzy Group, которая в прошлом году открыла всего 45 новых точек. Общее количество магазинов этой мультиформатной сети выросло до 403.
Неоднозначные прогнозы
По прогнозам Pro-Consulting, в дальнейшем стоит ожидать консолидации рынка FMCG за счет укрепления локальных игроков и роста объемов их продаж. При этом в 2014–2015 годах товарооборот продукции повседневного потребления продолжит расти, но уже не столь значительными темпами, как в предыдущий период. Сами игроки рынка прогнозируют усиление конкурентной борьбы, которое выльется в новый этап слияний и поглощений.