724

Украинский рынок масел: реалии и тенденции - Екатерина Платонова, заместитель начальника отдела анализа рынков аналитического департамента Pro-Consulting. Журнал "Энергобизнес"

platonova_s.jpg— Какова динамика украинского рынка автомобильных моторных масел?

— Украинский рынок автомасел в Украине демонстрирует негативные тенденции развития. Наибольший объем его был зафиксирован в 2008 г., когда в натуральном выражении он составил 294 тыс т. Такой объем был вызван приростом импортной продукции (+154.1%) и ростом цен на масла.


В 2009–2010 гг., в связи с уменьшением доходов потребителей, появлением на рынке масел с большим сроком службы и сокращением интервала замены масел, наблюдается сокращение потребления, значительное падение которого можно отметить в 2009 г. (на 47.8% в натуральном и на 76,6% в денежном выражении). При этом сократилась и доля импортной продукции на рынке.


Несмотря на выход экономики страны из кризиса, в 2011 г. объемы рынка увеличились незначительно — всего на 1%, до 143.9 тыс т.


По итогам 2012 г. емкость рынка снизилась на 10%, до 129.5 тыс т. При этом значительно уменьшилась доля отечественной продукции на рынке. Если в 2006 г. она составляла 54.3% в натуральном выражении, то на сегодняшний день — 25.4%.


Структура рынка моторных масел в разрезе ТМ в 2012 г., в натуральном выражении, %

 masla.jpg

Источник: данные базы производителей, данные украинской базы ВЭД, оценка Pro-Сonsulting.

 

— Какие основные тенденции ценовой политики?

— Цены на автомобильные масла ежегодно растут, при этом на готовые масла медленнее, нежели на сырье. Производители вынуждены идти на уменьшение собственной прибыли по причине высокой конкуренции на рынке. В первую очередь, со стороны импортеров, которые удерживают большую часть рынка. Как утверждают операторы, сегодня для них важнее не объемы прибыли, а положение компании на рынке, ее рыночная доля. При этом происходит сближение цен импортных и отечественных производителей.

 

— Влияет ли на рынок масел введение утилизационного сбора?

— Начиная с июня текущего года, в Украине взимается сбор за утилизацию отработанных автомасел. Согласно нововведениям, украинские производители и поставщики импортных автомобильных масел обязаны платить сбор за утилизацию отработанной продукции в размере 0.96 грн за литр. На сегодняшний день средняя плотность поставляемых в Украину автомобильных масел колеблется в пределах 0.87–0.90 кг/л. Согласно расчетам, введение утилизационного сбора приводит к увеличению затрат на производство и импорт примерно на $133–137/т, что в свою очередь, может провоцировать рост цен на автомасла. Удорожание прогнозируется до 5%.

 

— Приведет ли это к сокращению рынка? Какие прогнозы?

— Прогнозирование объемов рынка автомобильных масел достаточно сложно в связи с нестабильностью экономической ситуации в стране. Так, в 2008 г., как уже отмечалось, наблюдались высокие объемы импорта, когда поставщики ввозили автомобильные масла в расчете на растущий рынок и растущие цены на рынке. Проведенная в 2008 г. девальвация гривни и снижение благосостояния населения привели к снижению импорта как в 2009 г., так и в 2010 г. По мере роста потребительского спроса, в 2011 г. за счет увеличения объемов поставок импортных масел, внутренний рынок демонстрировал незначительный подъем. Однако в прошлом году объем рынка автомобильных масел сократился. В долгосрочной перспективе ожидается постепенный рост объемов рынка, в первую очередь, за счет наращивани импорта продукции.


Основными факторами, влияющими на развитие рынка, являются темпы восстановления экономики Украины, а также темпы расширения парка автомобильного транспорта основными потребителями.

 

смотреть следующую новость

Другие новости

Связаться с нами