Грузовые автомобили составляют относительно небольшой сегмент (в натуральном выражении) автомобильного рынка Украины (рис. 1). Однако трудно переоценить его значение для экономического развития страны в целом. Самосвалы и бетономешалки, контейнеры и авторефрижераторы, цистерны и платформы для перевозки грузов, тягачи и специализированная строительная техника – вот далеко не полный перечень объектов рынка грузовых автомобилей, который является одним из наиболее часто анализируемых специалистами-маркетологами многих стран.
Рис. 1. Структура автопарка Украины, 2012 год
Деятельность операторов грузового авторынка активно регулируется отечественным законодательством. Среди важных регуляторных актов укажем кодексы Украины (Хозяйственный, Налоговый, Таможенный), ряд законов (об автотранспорте, об автодорогах и пр.) и нормативных актов.
Грузовым называется автомобиль, который по своей конструкции и оборудованию предназначен для грузоперевозок. Существует три основных признака, по которым осуществляется классификация этой техники: по грузоподъемности (особо малой, малой, средней, большой и особо большой грузоподъемности); по типу груза; по типу кузова (рис. 2). При этом два последние признака связаны, поскольку от типа груза зависит конструкция кузова, а по ряду видов могут быть выполнены более детальные классификации. Последние, в свою очередь, согласованы с классификациями грузовых автоперевозок, реализуемых по ряду признаков, а именно:
1) по виду экономической деятельности (промышленность, с/х, торговля, связь (почта), строительство и пр.);
2) по объемно-массовым характеристикам груза (массовые, мелкопартионные);
3) по территориальному признаку (городские, пригородные, внутрирайонные и т, д. до международных);
4) по степени централизации (централизованные, децентрализованные);
5) по количеству видов транспорта при перевозке (унимодальные, полимодальные);
6) по регулярности (постоянные, сезонные, разовые и пр.).
Рис. 2. Классификация грузового автотранспорта по конструкции кузова
Анализ рынка грузовых автомобилей – важный элемент общего экономического анализа рынков, поскольку его тенденции, как и закономерности развития рынка легковых автомобилей, отражают состояние экономики страны. При этом если показатели легкового сегмента авторынка скорее иллюстрируют аспекты потребления, благосостояния населения, то данные по грузовому сегменту являются индикаторами макроэкономики, поскольку опосредованно определяют ситуацию в промышленности (добывающей и обрабатывающей), строительстве, транспортной (в частности, по международным перевозкам) и других сферах.
Одной из таких характеристик является число грузовых автомобилей на 1000 человек населения страны (рис. 3). От мирового лидера по этому показателю – Финляндии Украина отстает примерно в 3,5 раза.
Рис. 3. Количество грузовых автомобилей, штук на 1000 человек
Такие низкие цифры не случайны. Ситуация с грузоперевозками автомобилями в Украине в настоящее время неблагоприятна. После падения, обусловленного кризисом 2008 г., объемы так и не вышли на максимальный показатель (рис. 4).
Рис. 4. Динамика объемов автомобильных грузоперевозок в Украине, млн тонн
Отметим, что такой обвал объемов грузоперевозок и новых продаж после 2008 года произошел практически во всей Европе. Рынок продаж новых грузовых машин с небольшим лагом отреагировал на падение макроэкономических показателей как в странах-лидерах, так и в новых членах ЕС (так, в Польше в 2008 году объемы продаж за полугодие сократились почти на 40%).
Если же проанализировать соотношение прироста показателей перевозки грузов и емкости украинского рынка, то можно сделать вывод, что скачок на 13% в 2010 и 2011 году в значительной степени обусловлен ростом почти на треть парка грузовых автомобилей (рис. 5). Однако есть один важный момент. В 2011 году собственное производство такой техники сократилось, а импорт показал почти двойной рост.
Рис. 5. Динамика парка грузовых автомобилей Украины, тыс. штук
В структуре грузоперевозок страны автомобильные составляют примерно шестую часть. Для рассматриваемого рынка характерно несколько проблем. Одна из них – неудовлетворительное качество дорог в Украине, что в ненамного меньшей степени относится к международным трассам. Другая проблема – относительно более высокая стоимость перемещения грузов автомобилями ввиду постоянно растущих цен на топливо. Из-за этого заказчики стараются диверсифицировать виды транспорта для перевозки грузов или использовать меньшие автомобили, минимизируя логистические затраты. Плотно связанной с этой проблемой является ограниченность спроса на грузоперевозки, что делает бессмысленным дальнейшее наращивание автопарка ввиду отсутствия потребности в нем. Небольшой рост потребности в настоящее время удовлетворяется, прежде всего, более эффективной загрузкой имеющегося автопарка. И только самые крупные перевозчики в рамках стратегического планирования деятельности приобретают новые грузовые автомобили, при этом тщательно рассчитывая параметры закупок (по видам, брендам, грузоподъемности и пр.).
Специалисты отмечают, что организаторы перевозок – крупные отечественные транспортные предприятия – предпочитают использовать зарубежную технику, это полностью справедливо и для грузовых автомобилей. Ключевыми факторами этого являются их намного более высокое качество и технологичность, а также относительно низкие затраты на эксплуатацию. Рассматриваемый сегмент автомобильной промышленности в настоящее время ограничен практическим отсутствием инвестирования как в научные разработки, так и в обновление технологий и мощностей отечественных предприятий. В то же время в развитых автомобильных державах научными разработками в сфере автомобилестроения занимаются целые институты, а технологии обновляются перманентно. Экономия на закупочной цене более дешевой, но некачественной украинской техники оборачивается проблемами с гарантийным обслуживанием, дальнейшим сервисом и, что особенно важно, расходами на топливо. Причем из-за высокой стоимости новых импортных машин (которая стала еще выше с введением норм по экологичности Евро-4, начиная с 2014 года) пользуются спросом б/у автомобили старше 5 лет (после этого происходит первая существенная ценовая скидка) известных производителей из Германии, Нидерландов, России. Эта тройка стран – долговременные лидеры в импортных поставках грузовых автомобилей в Украину. Большие объемы поставок осуществляют также Польша и Франция.
Несмотря на все сложности, Украина постепенно наращивает позиции в мире как транспортная держава. Так, в 2012 году наша страна поднялась на 66-ю позицию в рейтинге логистической эффективности, который регулярно разрабатывается Всемирным банком, при этом еще два года назад она находилась во второй сотне (102-е место), куда опустилась после 74-й позиции в 2007 году. Ставя амбициозные цели по вхождению в 2013 году в ТОП-50 мировых транспортных лидеров, Украина старается позиционировать себя как транзитная держава (с учетом того, что по ее территории проходит несколько международных (трансъевропейских) транспортных коридоров, в частности № 3, № 5, № 7, № 9 и др.). Для достижения этой цели в стране еще в начале 2000-х была разработана и утверждена законом действующая и сегодня комплексная программа, в которой были изложены задания по выходу Украины в группу транзитных лидеров.
В рамках этой деятельности и правительством, и операторами рынка декларируется острая необходимость реализации мероприятий по обновлению автопарка. Это связано с тем обстоятельством, что наиболее существенной проблемой отечественных автопредприятий является устаревшая техника. Специалисты отмечают, что значительная часть автотехники, используемой и ныне для перевозки грузов, изготовлена еще в период существования СССР, поэтому является физически изношенной и морально (технологически) устаревшей. По отдельным позициям коэффициент износа оборудования превышает 70%, что делает эксплуатацию такой техники просто опасной. В связи с этим, а также указанным выше плохим состоянием дорог никакое даже суперблагоприятное географическое положение Украины как центра пересечения транспортных артерий в направлениях и с севера на юг, и с запада на восток (и, соответственно, обратно), не поможет обеспечить успех в деле привлечения клиентов для грузоперевозок.
Ввиду высокой стоимости приобретения новой техники операторы изыскивают менее затратные способы финансирования, к которым относятся лизинг и аренда автомобилей.