Дата подготовки: | Декабрь 2021 года |
Количество страниц: | 27, Arial, 1 интервал, 10 кегль |
Графиков и диаграмм: | 3 |
Таблиц: | 8 |
Способ оплаты: | предоплата |
Способ получения: | электронной почтой либо курьером в электронном или в печатном виде |
Язык отчета: | украинский, русский, английский |
Аналитиками Pro-Consulting было проведено исследование рынка казино в Украине. В ходе исследования рассмотрено изменения на рынке после его легализации, выделено долю офлайн-казино из общего объема. Проанализировано государственное регулирование отрасли (основные законы, лицензии, налоги и сборы, реклама). Оценено доли рынка операторов, предоставлена их характеристика, описание объектов их расположения, продвижение, имидж, позиционирование с выделением сильных и слабых сторон. Рассмотрено целевую аудиторию на рынке казино: ее предпочтения, сравнение с потребителями из других стран. Модели развития офлайн-казино в других странах мира. Выводы и рекомендации.
На сегодняшний день игорный бизнес в Украине легализирован после принятия соответствующего закона в 2020 году. Теперь казино, онлайн-казино, букмекерские пункты, в том числе и в Интернете, залы игровых автоматов и онлайн-покер могут работать официально при условии соответствия установленному перечню условий (наличие лицензий, использование сертифицированного игорного оборудования/онлайн-систем, подключенного к Государственной системе онлайн-мониторинга).
Принятие закона является по сути стартовым толчком и требует дальнейшего согласования, принятия новых и изменения существующих нормативно-правовых актов. Пока что процесс создания регуляторного нормативного поля еще продолжается, что замедляет формирование официальной игровой индустрии в Украине.
В текущий момент есть ряд нерешенных задач, блокирующих развитие рынка:
• Неурегулированное налогообложение. Сейчас операторы рынка азартных игр подпадают под двойное налогообложение (обязанность платить налог в размере 18% с дохода от азартных игр + являющийся стандартным налог на прибыль также в размере 18%). Необходимо также учитывать обязанность покупки дорогостоящих лицензий отдельно за организацию деятельности и игровое оборудование, а также уплату налогов из выигрышей и другие расходы. Облегчить налоговую нагрузку должно принятие законопроекта 2713-д. Законопроектом снижается ставка налога на доход для организаторов азартных игр с 18% до 10%.
• Нелегальный рынок. Теневые игроки все еще имеют большое влияние, при этом они не платят налоги, не покупают лицензию и не следят за качеством игры.
• Коллизии в нормативных документах. Основная коллизия в законе про игровой бизнес касается процедуры создания Комиссии по регулированию азартных игр и лотерей (КРАИЛ). В нем одновременно указывается, что данный орган должна формировать Верховная Рада и Кабинет Министров. В конечном счете КРАИЛ была сформирована Кабинетом Министров с некоторыми нарушениями процедуры. Это привело к тому, что деятельность Комиссии и ее функционирование юридически могут быть признаны неправомерными, ее решения – неправомочными, а выданные лицензии – аннулированы.
• Отсутствие системы Государственного онлайн-мониторинга. По закону государственная система онлайн-мониторинга является основным инструментом осуществления КРАИЛ функции государственного надзора (контроля) за деятельностью в сфере организации и проведения азартных игр в режиме реального времени. И лицензиаты обязаны подключить соответствующее игровое оборудование к этой системе. Отсутствие системы контроля негативно сказывается на развитии рынка, вызывает вопросы среди иностранных и отечественных экспертов. Более того, до введения данной системы все операторы обязаны выплачивать свою лицензию в тройном размере.
Также действующие операторы рынка отмечают наличие таких проблем, как поиск помещений (Закон разрешает азартные игры только в отелях с определенными техническими условиями. Поэтому подходящие места значительно выросли в цене на коммерческую недвижимость, а конкуренты начали массово бороться за них) и отсутствие возможности рекламироваться (Закон Украины «Про рекламу» запрещает рекламу азартных игр в частности на радио и телевидении, во всех печатных СМИ, кроме специализированных, а также наружную рекламу).
На фоне существующих проблем операторы, получившие лицензии, пытаются сформировать положительное мнение об игровом бизнесе в Украине, внедряя в работу принципы «ответственной игры». Ростислав Макович, Chief Analytical Officer Parimatch Tech, выделяет свод правил, позволяющих минимизировать негативные последствия азартных игр и предотвращать развитие лудомании. К ним принадлежат:
- верификация клиента для недопущения к игре лиц младше 21 года и тех, кому играть запрещено (те, у кого ярко выражена игровая зависимость);
- установление лимитов для игры;
- сотрудничество с организациями помощи зависимым;
- информационное освещение принципов ответственной игры;
- честная реклама (без обещаний легкого заработка и выигрышей);
- акции, не стимулирующие проигрыш игрока.
Они ориентируются на мировой игровой рынок, где ключевой является безопасность.
Основные тенденции развития рынка казино:
• Нормативно-правовое поле рынка находится на промежуточной стадии формирования, что замедляет развитие отрасли.
• Наличие несоответствий в основном принятом законе и его несогласование с Налоговым кодексом и другими нормативными документами порождает ряд проблем, отражающихся на текущих операторах.
• Теневой рынок продолжает функционировать, способствуя распространению лудомании и формированию негативного имиджа казино и других видов азартных игр.
• Легальные операторы активно работают над опровержением существующих мифов о казино, строят работу на принципах «ответственной игры».
1. Общая характеристика рынка
1.1. Описание рынка казино в Украине с фокусом на офлайн-казино (история, тенденции развития, особенности и проблемы, виды азартных игр, места проведения)
1.2. Сегментация и структурирование рынка - выделение доли офлайн-казино из общего объема (в формате мониторинга открытых источников). Структурирование по количеству игральных залов
1.3. Общие показатели рынка офлайн-казино. Расчет емкости рынка азартных игр в 2020-1 пол. 2021 гг (оценка)
2. Государственное регулирование отрасли
2.1. Основные законы, регулирующие отрасль (перечень, краткое резюме и особенности законов). Лицензии на проведение азартных игр в Украине
2.2. Налоги и сборы на рынке:
- общее налогообложение бизнеса
- перспективы изменения законодательства
- регулирование рекламы
3. Основные операторы рынка
3.1. Офлайн-казино, которые получили лицензию и проводят деятельность азартных игр
(ТОП-10):
– название, владелец казино
- местонахождение
- описание объекта и его преимуществ
- анализ продвижения (реклама, соцсети, СМИ, «сарафанное радио»)
- имиджевые элементы
- отзывы (из открытых источников)
- сильные-слабые стороны
3.2. Доли рынка основных операторов рынка, (ТОП-10)
3.3. Степень конкуренции и риски основных игроков рынка
4. Целевая аудитория
4.1. Предпочтения потребителей относительно офлайн-казино, портрет потребителя
4.2. Сравнительный анализ потребителей с другими странами мира (поведение, предпочтения)
5. Модели развития онлайн-казино в других странах мира
6. Выводы. Прогнозные показатели
6.1. Выводы и прогнозные тенденции развития рынка до 2023 гг.
6.2. Рекомендации по выходу на рынок
7. Инвестиционная привлекательность отрасли
7.1. SWOT-анализ рыночного направления
7.2. PEST-анализ факторов рыночного направления
7.3. Существующие риски и барьеры входа на рынок. Построение карты рисков на рынке
1.2.1. Структурирование участников рынка (казино и игровые автоматы)
по количеству игральных залов
2.1.1. Стоимость лицензий на организацию и проведение азартных игр, по состоянию на 2021 год
3.1.1. Перечень действующих офлайн-казино и их владельцев
3.1.2. Представленные объявления с наивысшей частотой отображения в Google
7.1.1. SWOT-анализ рынка азартных игр
7.2.1. PEST-анализ рынка азартных игр
1.2.1. Сегментация рынка по видам азартных игр
3.2.1. Доли рынка офлайн-казино (на основе интегральной оценки)
4.2.1. Сравнительный анализ предпочтений потребителей по видам азартных игр в разрезе отдельных стран