1990
BBH-Украина пострадала от собственной реорганизации. Комментарий Александра Соколова, аналитика аналитического Департамента компании "Pro-Consulting". Газета «Коммерсантъ»
Baltic Bevereges Holding AB (BBH) опубликовала итоги своей работы за первые шесть месяцев этого года. Согласно официальным данным, положительную динамику продаж демонстрируют все подразделения компании, за исключением ВВН-Украина, где реализация пива упала. В украинском подразделении BBH падение объемов объясняют реорганизацией в компании и обещают с сентября этого года вернуть себе утраченные позиции. Между тем аналитики указывают на серьезные просчеты в маркетинговой стратегии ВВН-Украина.
Международному холдингу Baltic Beverages Holding на Украине принадлежат 91,7% акций ОАО "ПБК 'Славутич'" (заводы в Запорожье и Киеве), а также 99,6% ОАО "Львовская пивоварня". По данным компании, рыночная доля группы предприятий ВВН-Украина в 2004 году составила 22,7%. Сейчас компания занимает третье место среди производителей пива на Украине. В прошлом году предприятиями было реализовано 36,4 млн дал пива и 4,25 млн дал безалкогольных напитков.
Как сказано в отчете BBH, общий рост продаж компании составил 14% по сравнению с прошлым годом. При этом объем реализации BBH-Россия увеличился на 16,9%, при общем росте рынка России на 3,7%. На Украине ситуация иная. Рынок Украины увеличился на 18,5%, а продажи заводов BBH в стране упали на 1,1%. Более того, в первом квартале этого года продажи сократились на 1,9%.
"Уменьшение рыночной доли – это результат тех изменений, которые наша компания начала летом прошлого года. Динамика продаж был отрицательной в начале года, но уже в июле продажи выросли на 18%,– разъяснила причину потери рыночных позиций национальный менеджер корпоративных связей ВВН-Украина Инна Деркач.– Мы увеличили продажи более дорогих марок (Carlsberg, Tuborg, 'Балтика', 'Славутич'), и, несмотря на сокращение объемов продаж, прибыль компании выросла".
Однако эксперты считают, что причина падения продаж – не в прошлогодней реорганизации в компании, а в маркетинговых просчетах, связанных с одним из новых брэндов предприятия – "Арсенал". "'Арсенал', производство которого началось в прошлом году на предприятиях BBH, пострадал из-за появления прямого конкурента – пива 'Днипро' производства 'Сармат',– говорит аналитик консалтингового агентства Pro-Consulting Александр Соколов.– Кроме того, реклама пива 'Арсенал' оказалась непродолжительной, что сказалось на продажах".
Также в самой компании в неофициальных беседах признают, что "Арсенал" был выпущен в том же ценовом сегменте, что и основной брэнд компании – "Славутич". В результате в некоторых регионах "Арсенал" стали покупать вместо "Славутича", и произошла так называемая каннибализация брэндов. Конкуренты ВВН уже заметили снижение рыночных позиций компании. "В этом году мы вряд ли сумеем обогнать BBH, все-таки это довольно сильный конкурент, но в следующем году попробуем",– говорит гендиректор пивоваренной группы "Сармат" Сергей Калинин. Впрочем, в BBH заявляют, что сумеют удержать третье место на рынке. "К сентябрю мы начнем возвращаться на прежние позиции", – заявила Ъ Инна Деркач.