1405
Butter slips by - comments by Alexander Sokolov, Head of Analytical department of Pro-Consulting. "Economic News"
Прямо пропорциональны показатели импорта. Скачок в 2009 г. до 16,3 тыс. т масла и уже скромные 4 тыс. т в 2011 г. А вот емкость рынка была в эту пятилетку более чем последовательна — падение с 96,9 тыс. т в 2007 г. до 77,7 тыс. т в 2011 г., с незначительным скачком все в том же 2009 г. до 90,1 тыс. т.
Как отмечают в аналитическом департаменте компании Pro-consulting, хотя в Украине работает около 150 предприятий по производству сливочного масла, половину всего объема выпускают 20 заводов. «Лидеры рынка определились уже давно, и за последнее время существенных изменений в составе его участников не наблюдалось»,— считает директор аналитического департамента компании Pro-consulting Александр Соколов. По его словам, среди ведущих игроков можно выделить четыре компании с рыночной долей свыше 5%: «Укрпродукт Групп» с долей рынка 7,9%; «Люстдорф» — с долей 5,8%; Житомирский маслозавод и «Молочный альянс» — доля обеих компаний приблизительно по 5%. Так, «Люстдорф» в четвертом квартале увеличил производство сливочного масла на 39,9%, или на 0,399 тыс. т,— до 1,399 тыс. т. По словам представителя, рост производства обусловлен увеличением спроса на продукцию компании.
«Еще пять крупных компаний — «Терра-Фуд», «Лакталис», «Клуб сыра», «Милкиленд» и «ЖЛК-Украина» — занимают доли примерно 3-4%. Остальные предприятия занимают оставшуюся часть рынка — около 60%, и доля каждого оператора не превышает 3%»,— говорит аналитик. К примеру, предприятие Тульчинский маслосырзавод («Терра-Фуд») во втором полугодии 2011 г. увеличило производство маргарина и спредов на 53,24%, или на 6,326 тыс. т,— до 18,207 тыс. т, сливочного масла — на 20,6%, или на 75 т,— до 439 т. Что касается брендов, то по данным Pro-consulting, по сравнению с 2010 г. первая тройка лидеров осталась неизменной — ТМ President, «Яготинське» и «Тульчинка». C пятого на четвертое место поднялась торговая марка «Наш молочник». «Десятку лидеров покинули ТМ «Полтавочка» и «Ласуня». На их место в 2011 г. пришли «Вологодське» и «Молокія»,— говорит Александр Соколов. Снижающаяся емкость рынка говорит о том, что обедневший в кризис украинский потребитель стал все реже употреблять сливочное масло и либо отказался от этого продукта, либо перешел на более дешевые спреды. Стоимость сливочного масла за прошлый годы выросла в целом на 5%, тогда как цена молока — почти на 9%. Однако в течение года цена была нестабильной. «Так, если в середине января 2011 г. цена на масло составляла 43-44 грн./кг, то к февралю она снизилась до 39-40 грн./кг»,— рассказывает Александр Соколов. А вот уже в этом году цена опять растет. В январе масло подорожало на 25%, до почти 58 грн. Что стало неожиданностью для участников и аналитиков рынка. Как, впрочем, и дальнейшая динамика цен. В консалтинговой компании «Инфагро» отмечают, что в конце февраля на украинском рынке сливочного масла произошли не совсем логичные изменения. «Цены на товар перестали падать, некоторые продавцы даже попытались их поднять»,— отмечают аналитики агентства. По прогнозам компании Pro-consulting, рост внутрирыночных цен на сливочное масло в конце 2011 г. и январе 2012 г. будет стимулировать операторов производить больше этого продукта. «В 2012 г. мы можем прогнозировать на украинском рынке сливочного масла рост производства и экспорта, потребление же может меняться неопределенно в течение года, но на данный момент больше факторов к его сокращению. Поэтому мы оцениваем снижение емкости рынка на 3-7% по итогам 2012 г.»,— прогнозирует Александр Соколов.
Date of placement: 20.03.2012
next