В материале представлены аналитические сведения по рынку бизнес-образования России по итогам 2018 года. Рассмотрено: состояние и тренды развития MBA в России, факторы, повлиявшие на рост бизнес-образования в России, объем рынка МВА количеству учащихся с 2013-2018 гг., краткие выводы по рынку бизнес-образования в России.

За последние несколько лет число предложений по бизнес-образованию возросло в разы. Главное, существенно изменился сам рынок. Если раньше основной спрос наблюдался со стороны крупных корпораций и частных лиц, то теперь главными потребителями постепенно становятся компании средней руки. И эта тенденция в ближайшем будущем будет только нарастать. Потребность небольших компаний понятна – им тяжело конкурировать в борьбе за сотрудников, которые пользуются на рынке труда повышенным спросом. Легче взять на работу кого-нибудь попроще и подучить за свой счет.

Растет и число бизнес-школ по всему миру. Если в США с 1999 по 2006 годы число бизнес-школ выросло всего на 10% (с 846 до 927), то, например, в Индии за тот же период - в полтора раза (с 639 до 953). В Европе в 1999 году было 181 MBA-программ, а прошлом году их стало уже 658. Рейтинги бизнес-школ тоже отражают тенденцию к их интернационализации. Если в 1999 году в первой двадцатке рейтинга The Financial Times было всего три неамериканских школы, то в этом году их уже девять, причем впервые в топ-20 попала шанхайская Ceibs. Бизнес-школы не только пользуются плодами растущего спроса на MBA, но и сами пытаются привлечь новую аудиторию. Сейчас в линейках бизнес-школ все чаще появляются укороченные программы. В этом году пять из 15 ведущих мировых бизнес-школ предлагали MBA-программы короче, чем традиционный формат длительностью 20 и 24 месяца.

Рынок корпоративного обучения на Урале переходит в новую стадию развития: предложение расширяется, ценовая конкуренция уходит в прошлое, клиенты интересуются комплексными решениями, обеспечить которые способны далеко не все компании 7 августа один из учебных центров Екатеринбурга запустил новый проект — «Витрина корпоративного обучения». По замыслу инициаторов, информация обо всех предложениях на рынке и обмен опытом помогут руководителям компаний выстраивать кадровую политику, формировать цивилизованный спрос и определять эффективность вложений средств в корпоративное образование сотрудников. Пока на рынке бизнес-образования не хватает самых элементарных информационных навигаторов: число центров и тренеров неуклонно растет, появляется море новых программ, очень похожих друг на друга. Чем они отличаются, какие проблемы решают, какой эффект дадут? Во всем этом многообразии заказчик теряется. Результат — деньги на ветер.

Петербургские бизнес-школы вступили в период острой конкурентной борьбы, когда важен не только ассортимент продуктов и размах, но и внимание к самым мелким деталям. Российское бизнес-образование пока еще не стало частью глобального образовательного рынка. Дело не только в недостатке ресурсов и опыта, но и в том, что перед провайдерами образовательных услуг открывается очень широкое поле работы внутри страны. Во многом спрос на эти услуги определяется потребностью в единой системе коммуникаций между отечественными менеджерами. Бизнес может собрать целую команду звезд, но если они будут разговаривать на разных языках, то не смогут ни о чем договориться. Так что сегодня одна из главных задач российских и петербургских бизнес-школ – транслировать управленцам этот общий язык, позволить им переосмыслить свой опыт на его основе.

Рост рынка бизнес-образования Урала и Западной Сибири сопровождается общероссийскими проблемами — усилением диспропорции регионального развития и отсутствием нормирования образовательных программ. Конец минувшего года обозначил новую для рынка бизнес-образования тенденцию: в России объявлено о создании двух школ мирового уровня. В сентябре 2006 года заложен первый камень бизне-сшколы «Сколково», ориентированной на развивающиеся рынки России, Бразилии, Индии и Китая. В 2008 году будет набран первый курс из 50 студентов по программе МВА fulltime на английском языке в Высшей школе менеджмента СПбГУ (создается в рамках нацпроекта «Образование» на базе факультета менеджмента этого университета). Общая цель бизнес-школ — сделать российское образование конкурентоспособным на мировом рынке. Этому должны способствовать развитые партнерские отношения с ведущими бизнес-школами мира и международная аккредитация, означающая соответствие мировому уровню.

Стабилизация и рост экономики последних лет заложили в людях уверенность в будущем и желание инвестировать в собственный интеллектуальный потенциал. Это способствует переориентации потребителей на системное бизнесобучение и росту спроса на средне и долгосрочное образование. Оказавшись недавно среди людей, ищущих работу, я поняла: сегодня высшим образованием и даже опытом работы никого не удивишь. С переходом к постиндустриальному обществу требования работодателей значительно возросли: они желают иметь дополнительное подтверждение профессиональной компетенции сотрудника в конкретной предметной области. Таким подтверждением, как правило, выступает сертификат или диплом о дополнительном бизнес-образовании.

Старт программ Еxecutive MBA – предвестник трансформации петербургского рынка бизнес-образования. Местные обучающие программы приблизятся к международным cтандартам. Сразу несколько лидирующих бизнес-школ Санкт-Петербурга открывают программы Executive MBA (EMBA) – образовательные продукты для топ-менеджеров, первые по сложности из всех международных стандартов в сфере бизнес-обучения. Старт этих программ – знаменательное событие для петербургского рынка бизнес-образования. До недавнего времени самым престижным для российского управленца был диплом МВА. Но постепенно, с увеличением числа программ и слушателей, МВА из премиального продукта превратился в массовый; возникла необходимость его ребрендинга. Выводя на рынок новые программы, названия которых дополнены словом executive, бизнес-школы возвращают MBA былой престиж и получают возможность повысить расценки. Не случайно один из наших собеседников пошутил, что «скоро все МВА в городе станут ЕМВА».

Краткосрочные программы обучения менеджеров не заменяют фундаментального бизнес-образования, но гармонично дополняют его.Анализ набора слушателей на краткосрочные программы, осуществляемый в этом году бизнес-школами Санкт-Петербурга, показывает возрастающую популярность малых форм обучения среди деловых людей. «Спрос на краткосрочные программы сейчас гораздо выше предложения, которое мы можем обеспечить. Такая тенденция прослеживается по всей России: по разным оценкам, рост отечественного рынка краткосрочного образования составляет от 15 до 55% в год. Причем было бы неверно объяснять популярность малых форм бизнес-образования их относительной (по сравнению с долгосрочными программами) дешевизной. Так, эксперты называют резкое сокращение ниши дешевых программ. То есть цена перестает быть для большинства слушателей значимым фактором при выборе программы.

Прислушиваясь к сегодняшним запросам рынка, важно не упустить будущих возможностей. Для российского, и в том числе петербургского, бизнес-образования было бы недальновидно отказаться от классических, сделанных по западному образцу программ MBA, не успев их толком построить. В Петербурге только сейчас формируются классические full-time MBA, пока единственная такая программа действует в петербургском филиале школы Vlerick Leuven Gent Management School, созданном на базе бизнес-школы «Лэти-Лованиум». После десятилетнего кризиса дипломы MBA на мировом рынке переживают подъем – они вновь престижны, их ценят работодатели во многих секторах экономики. Становится понятно, что хорошую теорию, формирование современных взглядов на развитие бизнеса невозможно заменить алгоритмами решения частных управленческих задач.

Связаться с нами