Прислушиваясь к сегодняшним запросам рынка, важно не упустить будущих возможностей. Для российского, и в том числе петербургского, бизнес-образования было бы недальновидно отказаться от классических, сделанных по западному образцу программ MBA, не успев их толком построить. В Петербурге только сейчас формируются классические full-time MBA, пока единственная такая программа действует в петербургском филиале школы Vlerick Leuven Gent Management School, созданном на базе бизнес-школы «Лэти-Лованиум». После десятилетнего кризиса дипломы MBA на мировом рынке переживают подъем – они вновь престижны, их ценят работодатели во многих секторах экономики. Становится понятно, что хорошую теорию, формирование современных взглядов на развитие бизнеса невозможно заменить алгоритмами решения частных управленческих задач.

Краткосрочные программы обучения менеджеров не заменяют фундаментального бизнес-образования, но гармонично дополняют его.Анализ набора слушателей на краткосрочные программы, осуществляемый в этом году бизнес-школами Санкт-Петербурга, показывает возрастающую популярность малых форм обучения среди деловых людей. «Спрос на краткосрочные программы сейчас гораздо выше предложения, которое мы можем обеспечить. Такая тенденция прослеживается по всей России: по разным оценкам, рост отечественного рынка краткосрочного образования составляет от 15 до 55% в год. Причем было бы неверно объяснять популярность малых форм бизнес-образования их относительной (по сравнению с долгосрочными программами) дешевизной. Так, эксперты называют резкое сокращение ниши дешевых программ. То есть цена перестает быть для большинства слушателей значимым фактором при выборе программы.

Старт программ Еxecutive MBA – предвестник трансформации петербургского рынка бизнес-образования. Местные обучающие программы приблизятся к международным cтандартам. Сразу несколько лидирующих бизнес-школ Санкт-Петербурга открывают программы Executive MBA (EMBA) – образовательные продукты для топ-менеджеров, первые по сложности из всех международных стандартов в сфере бизнес-обучения. Старт этих программ – знаменательное событие для петербургского рынка бизнес-образования. До недавнего времени самым престижным для российского управленца был диплом МВА. Но постепенно, с увеличением числа программ и слушателей, МВА из премиального продукта превратился в массовый; возникла необходимость его ребрендинга. Выводя на рынок новые программы, названия которых дополнены словом executive, бизнес-школы возвращают MBA былой престиж и получают возможность повысить расценки. Не случайно один из наших собеседников пошутил, что «скоро все МВА в городе станут ЕМВА».

Стабилизация и рост экономики последних лет заложили в людях уверенность в будущем и желание инвестировать в собственный интеллектуальный потенциал. Это способствует переориентации потребителей на системное бизнесобучение и росту спроса на средне и долгосрочное образование. Оказавшись недавно среди людей, ищущих работу, я поняла: сегодня высшим образованием и даже опытом работы никого не удивишь. С переходом к постиндустриальному обществу требования работодателей значительно возросли: они желают иметь дополнительное подтверждение профессиональной компетенции сотрудника в конкретной предметной области. Таким подтверждением, как правило, выступает сертификат или диплом о дополнительном бизнес-образовании.

Рост рынка бизнес-образования Урала и Западной Сибири сопровождается общероссийскими проблемами — усилением диспропорции регионального развития и отсутствием нормирования образовательных программ. Конец минувшего года обозначил новую для рынка бизнес-образования тенденцию: в России объявлено о создании двух школ мирового уровня. В сентябре 2006 года заложен первый камень бизне-сшколы «Сколково», ориентированной на развивающиеся рынки России, Бразилии, Индии и Китая. В 2008 году будет набран первый курс из 50 студентов по программе МВА fulltime на английском языке в Высшей школе менеджмента СПбГУ (создается в рамках нацпроекта «Образование» на базе факультета менеджмента этого университета). Общая цель бизнес-школ — сделать российское образование конкурентоспособным на мировом рынке. Этому должны способствовать развитые партнерские отношения с ведущими бизнес-школами мира и международная аккредитация, означающая соответствие мировому уровню.

Петербургские бизнес-школы вступили в период острой конкурентной борьбы, когда важен не только ассортимент продуктов и размах, но и внимание к самым мелким деталям. Российское бизнес-образование пока еще не стало частью глобального образовательного рынка. Дело не только в недостатке ресурсов и опыта, но и в том, что перед провайдерами образовательных услуг открывается очень широкое поле работы внутри страны. Во многом спрос на эти услуги определяется потребностью в единой системе коммуникаций между отечественными менеджерами. Бизнес может собрать целую команду звезд, но если они будут разговаривать на разных языках, то не смогут ни о чем договориться. Так что сегодня одна из главных задач российских и петербургских бизнес-школ – транслировать управленцам этот общий язык, позволить им переосмыслить свой опыт на его основе.

Рынок корпоративного обучения на Урале переходит в новую стадию развития: предложение расширяется, ценовая конкуренция уходит в прошлое, клиенты интересуются комплексными решениями, обеспечить которые способны далеко не все компании 7 августа один из учебных центров Екатеринбурга запустил новый проект — «Витрина корпоративного обучения». По замыслу инициаторов, информация обо всех предложениях на рынке и обмен опытом помогут руководителям компаний выстраивать кадровую политику, формировать цивилизованный спрос и определять эффективность вложений средств в корпоративное образование сотрудников. Пока на рынке бизнес-образования не хватает самых элементарных информационных навигаторов: число центров и тренеров неуклонно растет, появляется море новых программ, очень похожих друг на друга. Чем они отличаются, какие проблемы решают, какой эффект дадут? Во всем этом многообразии заказчик теряется. Результат — деньги на ветер.

Растет и число бизнес-школ по всему миру. Если в США с 1999 по 2006 годы число бизнес-школ выросло всего на 10% (с 846 до 927), то, например, в Индии за тот же период - в полтора раза (с 639 до 953). В Европе в 1999 году было 181 MBA-программ, а прошлом году их стало уже 658. Рейтинги бизнес-школ тоже отражают тенденцию к их интернационализации. Если в 1999 году в первой двадцатке рейтинга The Financial Times было всего три неамериканских школы, то в этом году их уже девять, причем впервые в топ-20 попала шанхайская Ceibs. Бизнес-школы не только пользуются плодами растущего спроса на MBA, но и сами пытаются привлечь новую аудиторию. Сейчас в линейках бизнес-школ все чаще появляются укороченные программы. В этом году пять из 15 ведущих мировых бизнес-школ предлагали MBA-программы короче, чем традиционный формат длительностью 20 и 24 месяца.

За последние несколько лет число предложений по бизнес-образованию возросло в разы. Главное, существенно изменился сам рынок. Если раньше основной спрос наблюдался со стороны крупных корпораций и частных лиц, то теперь главными потребителями постепенно становятся компании средней руки. И эта тенденция в ближайшем будущем будет только нарастать. Потребность небольших компаний понятна – им тяжело конкурировать в борьбе за сотрудников, которые пользуются на рынке труда повышенным спросом. Легче взять на работу кого-нибудь попроще и подучить за свой счет.

В материале представлены аналитические сведения по рынку бизнес-образования России по итогам 2018 года. Рассмотрено: состояние и тренды развития MBA в России, факторы, повлиявшие на рост бизнес-образования в России, объем рынка МВА количеству учащихся с 2013-2018 гг., краткие выводы по рынку бизнес-образования в России.

Связаться с нами