В данном обзоре представлена информация касательно рынка кваса России, а именно: ситуация на рынке, объем российского рынка бутилированного кваса, крупнейшие производители кваса в России.

В кризисном 2008 году наблюдался спад предложения на 17,2%. В 2011 году эксперты также зафиксировали падение производства кваса на 16,1%, по сравнению с предыдущими годами. В 2010 году наблюдался самый резкий скачок предложения – на 62,4%. Небывалое увеличение производства было вполне объяснимо – именно в этот период случился рост производства на 68%. Этот «скачок», как помнят многие, был вызван аномально жаркой летней погодой почти на всей территории Российской Федерации. Российские производители практически полностью обеспечивают отечественный рынок кваса. Так, в 2007-2011 г.г. доля местного продукта в структуре предложения составляла 90%, импорт на наш рынок составлял не более 0,5%. Эксперты уверены, что в ближайшую пятилетку, с 2012 по 2016 г.г. изменений в структуре предложения кваса ждать не стоит. Пропорции внутреннего производства и импорта

Если рассматривать компании на рынке кваса согласно квасному портфелю, относящемуся к тому или иному игроку, то в этом случае ГК "Дека" имеет долю в 26,2%, включая 4 собственных квасных брэнда и частные марки крупнейших федеральных сетей согласно договорам копэкинга. По итогам 2011 г. по подсчетам специалистов "Деки" расстановка сил на рынке следующая: "Очаково" - 31%, при этом доля лидера по отношению к предыдущему году снизилась на 5,7%; "Дека" увеличила свою долю на 3,3%, что составило 26%; компания "Балтика" с ТМ "Хлебный край" - 12%, на долю PepsiCo (ТМ "Русский дар") приходится 11% рынка, Coca-Cola -

Как удалось выяснить, производители кваса надеются на лучшее и готовят новинки к началу высокого квасного сезона. Лидеры рынка - "Очаково" и "Дека" останутся трендсеттерами в квасном маркетинге, уже подготовив для потребителей обновленные рекламные кампании и несколько новых продуктов. В то же время компания Coca-Cola, еще несколько лет назад активно продвигавшая собственный квасной брэнд "Кружка и бочка", очевидно, разочаровалась в перспективах русского напитка. Как рассказал источник в компании, Coca-Cola второй год подряд не будет оказывать специальную маркетинговую поддержку своему квасу, сконцентрировавшись на

Резкое потепление, случившееся на этой неделе, вселило надежду в сердца российских производителей кваса. Продажи традиционно русского напитка находятся в прямой зависимости от температуры воздуха на улице, что убедительно продемонстрировали результаты последних лет. Аномально жаркое лето 2010 года, сопровождавшееся пожарами в Центральной России, озолотило квасников — спрос на напиток вырос на 60%, до 65 млн дал. Даже лидеры рынка признавались, что их мощности с трудом справляются с ажиотажным спросом. И наоборот — прохладное лето прошлого года спровоцировало откат объемов производства на

В 2010 г. в России было выпито 492,3 млн л кваса, приобретенного в розничных магазинах. Приобретенный за оплату квас потребляли 71% населения страны. Каждый потребитель, таким образом, выпил в среднем 7 литров кваса за 2010 год. Наиболее распространенной упаковкой кваса является ПЭТФ-бутылка: на нее приходится более 90% продаж. Наиболее распространенной емкостью являются двухлитровые бутылки: порядка 60% объема продаж. Ведущим брендом на российском рынке кваса является марка «Очаково» одноименного производителя. В 2010 г. «Очаково» контролировал

В этом году накануне летнего сезона производители безалкогольных напитков заметно увеличили производство и заполнили склады продукцией. Но, похоже, лето не оправдало их надежд. Российский рынок кваса после бурного прошлогоднего роста в первом полугодии снизился на 5,8% по сравнению с тем же периодом 2010 г., до 26,4 млн. декалитров. Как говорится в материалах маркетингового агентства Canadean, если в первом квартале рынок кваса снизился на 2%, то во втором квартале падение ускорилось до

Жарким летом 2010 года категория кваса стала абсолютным чемпионом по темпам роста в сегменте безалкогольных напитков России. По данным Nielsen, продажи в городах России за период июнь - август 2010 года по сравнению с летом 2009 года выросли почти в два раза - 95% в натуральном выражении. Такие темпы роста - отличная новость для сегмента безалкогольных напитков, хотя динамику подстегнула в первую очередь жара. По словам аналитика инвестиционного холдинга (ИХ) "ФИНАМ" Анны Мишутиной, объем рынка безалкогольных напитков в 2010 году составил 115 млрд рублей, в 2009 году - 111 млрд рублей. В 2010 году в России было произведено примерно 716 млн литров кваса и 3,7 млрд литров классических безалкогольных напитков. "Совокупная доля основных игроков рынка кваса выросла за июль 2010 - июнь 2011 годов по сравнению с аналогичным периодом прошлого года с 66% до

В этом году накануне летнего сезона производители безалкогольных напитков заметно увеличили производство и заполнили склады своей продукцией. Но, похоже, лето не оправдало их надежд. Российский рынок кваса после бурного прошлогоднего роста в первом полугодии 2011 года снизился на 5,8% по сравнению с тем же периодом 2010 года, до 26,4 млн декалитров. Как говорится в материалах маркетингового агентства Canadean, если в первом квартале текущего года рынок кваса снизился на 2%, то во втором квартале падение ускорилось до 7,5%. По данным аудита розничной торговли Nielsen в городской России (города с населением свыше 10 тыс. человек), категория кваса за период с июля 2010 года по июнь 2011 года в натуральном выражении выросла на 44%. Однако в первом полугодии 2011 года, по данным Nielsen, в городской России объем рынка снизился на

Лидером рынка с долей 39% является компания «Очаково». Сегмент натурального кваса — основной приоритет в направлении безалкогольных напитков для «Очаково». По итогам 2009 года компания реализовала 15 млн декалитров кваса. В 2010 году компания расширяет ассортиментный ряд квасов, а также усиливает маркетинговую активность. В частности, компания планирует расширить круг потребителей за счет представителей более обеспеченных слоев населения. Для этого компанией на рынок выводится премиальная марка кваса - «Веранда», ожидается, что по итогам 2010 года продажи вырастут на 20% в натуральном выражении. Второй по величине игрок российского рынка кваса – компания «Дека» (марки «Никола», «Добрыня Никитич», «Большой квас»). «Дека» также недавно купила популярный бренд «Степан Тимофеевич» у компании Heineken, что позволило ей укрепить свои позиции на рынке. Кроме того, «Дека» - единственный производитель на рынке, выходящий с рекламной поддержкой на ТВ сразу трех квасных брендов. В кризисном 2009 году оборот компании составил около 2 млрд рублей, в 2010−м, по предварительным оценкам руководства компании, он увеличится в полтора раза. Планируется вывод на рынок марки «Большой квас» в упаковке 3 л по цене 55 руб. на полке. Для крупных сетевых компаний «Дека» выпускает квас под их торговыми марками:

С 2004 года ежегодный прирост продаж кваса составлял порядка 50%, в 2008 темп роста рынка замедлился до 18%, в 2009 же году продажи в натуральном выражении выросли только на 5%. Но даже такая скромная динамика была лучше показателей рынка газированных напитков и пива: квас — единственный сегмент безалкоголки в котором практически все крупные игроки показали положительную динамику в сложный 2009 год. Правда, по данным Nielsen, розничные продажи кваса с января-апреля 2010 года снизились на 2% в натуральном выражении, но в стоимостном показали 6% рост по итогам розничных продаж безалкогольных напитков в городах с населением cвыше 10 тыс. человек. Квас растет на волне двух рыночных трендов: предпочтение отечественных продуктов и переход к употреблению более полезных, натуральных продуктов. Накануне 2010 года аналитики отмечали, что рынок кваса достиг своего потолка и потенциал его роста практически исчерпан. Но продажи кваса этим летом превысили самые оптимистичные прогнозы самих производителей. Согласно данным государственной статистики, за первые шесть месяцев 2010 года в России было розлито почти 40 млн. дал кваса. Например, итоги июля 2010 года показали, что

Но такой оптимистичный прогноз коснется далеко не всех сегментов этого рынка. Зимой-весной 2010 года большинство сегментов рынка все еще показывали отрицательную динамику: продажи сладких газированных напитков потеряли 11% в натуральном выражении в январеапреле 2010 года по сравнению с аналогичным периодом 2009 года, соки и морсы — 5%, продажи кваса — 2%. В стоимостном выражении потери были не столь существенны: цена на многие безалкогольные напитки возросла, плюс упали продажи некоторых региональных производителей 2010 года, которые работали в эконом-сегменте рынка. Так, в стоимостном выражении квас даже показал 6% рост в январе-апреле 2010 года (по данным Nielsen). Несмотря на такое сдержанное начало года, высокий спрос на безалкогольные напитки летом 2010 года, по всей вероятности, выведет годовой рост рынка в плюс. В целом рынок безалкогольных напитков остается довольно инвестиционно привлекательным. Любопытен и тот факт, что в предложении минэкономразвития о введении акциза на роскошь, речь шла и о

В последние несколько лет квас в России становился все более популярным среди населения продуктом. Такой высокий спрос в первую очередь связан с тем, что квас, как никакой другой напиток, соответствует настроениям в обществе, можно сказать, воплощает национальную идею. Патриотизм активно культивируют и органы власти, и СМИ. Мода на все исконно русское, патриархальное, традиционное оказалась для производителей кваса очень кстати, особенно учитывая то обстоятельство, что целевая аудитория данного продукта — потребители в возрасте от 25 до 50 лет. Например, практически все названия брендов («Хлебный край», «Матушкин квас», «Кружка и бочка», «Русский дар», и т.д.) ассоциируются с российскими просторами, семьей, стариной и традиционным укладом.

ОАО "Лидское пиво" (Гродненская обл.) в январе-октябре 2009 года произвело 1,9 млн дал натурального кваса брожения, что на 34% больше уровня аналогичного периода прошлого года, сообщили агентству "Интерфакс-Запад" на предприятии. Там также отметили, что в октябре по сравнению с октябрем прошлого года производство кваса выросло почти в 3 раза.

В настоящее время на российском рынке присутствует значительное число марок кваса, наиболее предпочитаемой среди них является марка «Очаковский». В 2006 году 60% потребителей кваса знали эту марку, 42% пили квас этой марки, а 31% потребителей пили «Очаковский» квас регулярно. В течение 2006 года существенно возросло знание и потребление кваса марки «Никола» - знание марки выросло на 23%, а потребление – на 16%. Марка «Никола» значительно укрепила свои позиции, став второй известной и потребляемой маркой в России после «Очаковского».

Квасной рынок растет на дрожжах спроса на "здоровое питание" и "натуральные продукты". За пять лет его объем, по оценкам "Финама", вырос с $50 млн до $420 млн в 2007-м. Одними из первых потенциал кваса почувствовали в "Очаково". Компания начала производство одноименного кваса из натурального сырья (квас брожения) в пластиковых бутылках еще в середине 1990-х и с тех пор прочно удерживает лидерство в отрасли — благодаря проторенной пивом дистрибуции и солидному производственному потенциалу. Брэнд продается по средней для рынка цене 23 руб. за литр.

Квас – самый растущий сегмент безалкогольных напитков и один из самых динамично развивающихся продуктовых секторов. Его продажи в 2007 году выросли на 60% в стоимостном выражении и составили 10% от общего объема продаж газированных напитков. В 2006 году доля кваса не превышала 5%. Растущий спрос не могли не заметить производители прохладительных напитков. Продажи кваса растут высокими темпами. Причина тому – тяга людей к здоровому образу жизни и пропаганда напитка производителями.

В настоящее время рынок кваса в России находится на подъеме, однако во многом остается малоизученным. О значительном темпе роста рынка кваса и столь же быстром формировании потребительского спроса на этот напиток свидетельствует тот факт, что по итогам 2007 года российский рынок кваса вырос на 50% (22-25 млн. дал) и составил 45 млн. дал. По прогнозам, в текущем году объем рынка кваса также увеличится на 45-50%. Рост рынка на уровне 50% сохранится в течение ближайших нескольких лет. Показатели роста российского квасного рынка позволяют говорить о возрождении популярности этого национального русского напитка среди россиян и проводить аналогии с развитием рынка холодного чая в Китае, потребление которого на рубеже веков увеличивалось ежегодно примерно в 1,5 раза.

В Тюмени квасной сезон — в разгаре. Традиционно в жаркую погоду, установившуюся в регионе в последнее время, хлебный напиток бьет все рекорды по популярности у горожан. На тюменском заводе «Очаково» отмечают, что объемы продаж кваса растут с каждым днем. Причем, наиболее популярны такие виды продукции, как квас «Очаковский», «Квасенок» и окрошечный квас «Очаковский с хреном». Как рассказали корреспонденту интернет-издания «NewsProm.Ru» в пресс-службе завода, сейчас производство перешло на круглосуточный режим работы. В час заводская линия розлива кваса выдает по 5 тысяч двухлитровых бутылок. В день это от 100 до 160 тысяч литров.

История современного рынка кваса началась с появления его бутилированного варианта. Именно этот продукт дал возможность производителю выйти за пределы локальной дистрибуции, частично нивелировать сезонность, не останавливая производство в неквасной период – создавать квасные бренды федерального уровня. В начале 90-х разливной квас занимал значительную долю в структуре потребления безалкогольных напитков в России. В 1992 году было произведено около 70 млн. дал кваса. В 1993-1994 годах началось массовое производство прохладительных напитков. Значительные инвестиции в отрасль сделали мировые лидеры The Coca-Cola Company и PepsiCo, их совокупный вклад, который оценивается в $1,3 млрд (за период до 2001 года) сделал их несменными лидерами отрасли и в России. Таким образом, кола и лимонады вытеснили квас с рынка – его продажи упали на порядок, позиции на постоянно растущем рынке были потеряны.

Связаться с нами