С увеличением дохода потребителей растет доля тех, кто приобретают питьевую и минеральную воду в гипер- и супермаркетах – с 37,8 до 66,3%. Доля тех, кто покупают воду в небольших продовольственных магазинах и на рынках, напротив, уменьшается: с 48,6 до 31,9% – для небольших магазинов и с 4,9 до 1,1% – для рынков. Кроме того, с увеличением дохода сокращается процент покупателей, приобретающих воду в аптеках – с 7 до 4,2%. Интересно проследить траты, которые потребители готовы осуществить при приобретении питьевой и минеральной воды. Результаты исследования показывают, что потребитель готов платить от 15 до 20 рублей за 1,5-литровую бутылку воды. Более 50 рублей за бутылку такого объема заплатят менее 3% потребителей.
Российский рынок минеральной и питьевой воды по-прежнему остается одним из самых динамично растущих сегментов отечественной индустрии безалкогольных напитков. По мнению экспертов и участников рынка, в прошлом году розничные продажи воды увеличились на 10%, а продажи в секторе доставки воды на дом и в офисы - на 30%. Так что ничего удивительного нет во внимании к ведущим игрокам этого сегмента как российских и зарубежных инвесторов, так и крупных компаний из соседних отраслей. Как выяснилось, объем этого быстрорастущего рынка оценить очень непросто. Игроки и эксперты отрасли мало интересуются общим количеством воды в тех или иных бутылках, купленных населением страны за год. Компании, занимающиеся продажей и доставкой воды в крупной таре (19-литровых кулерах), исследуют объем не только своих продаж, но и общий по сектору. Фирмы, чей бизнес сосредоточен на продаже воды в рознице (здесь самый большой объем тары - 5 литров), подсчитывают продажи в своем сегменте. Экспертные оценки также полнотой не отличаются.
Доля запрещенного Роспотребнадзором «Боржоми» на российском рынке может достаться не только претендующим на нее отечественным производителям. », в первом квартале доля марки по Москве составляла менее 0,1%. «Бжни» позиционируется в том же ценовом сегменте, что и «Боржоми»: стоимость стеклянной бутылки 0,5 л составляет 23-25 руб., литровой ПЭТ-бутылки - 27-30 руб. У компании «Пивдом» есть опыт работы с армянскими производителями. Несколько лет назад компания начала продавать армянское пиво «Котайк», сейчас, его доля составляет 0,06%. «Нишу для "Котайка" удалось найти без маркетинговых вложений.
С 2005 года профессор бизнес-школы Imd в Лозанне Доминик Тюрпэн преподает своим ученикам историю минеральной воды “Боржоми”. Кейс, по его мнению, просто замечательный. Швейцарского профессора поразило, как это фирма Georgian Glass & Mineral Water (Ggmw) сумела так быстро и, главное, дешево возродить старый советский бренд, который в 1990-е гг. практически умер. Сегодня Тюрпэн удивляется еще и тому, насколько стремительно были уничтожены все российские достижения “Боржоми”. “Конфликт государств решили за счет потребителей, — расстраивается Тюрпэн. — После запрета на продажу "Боржоми" в России марке со столетней историей снова грозит смерть”.
Индустрия безалкогольных напитков является одной из самых рентабельных отраслей в экономике каждой развитой страны. В России этот рынок начал развиваться сравнительно недавно – в начале 90-х. C приходом мировых лидеров — транснациональных компаний, таких как TheCoca-ColaCompany, PepsiBottlingGroup, Nestle Waters в этой отрасли возросла активность и российских производителей. В широком понимании безалкогольных напитков, в эту группу следовало бы включать безалкогольное вино и пиво, минеральную воду, соки, холодный чай и кофе, сиропы, газированные и энергетические напитки. Компании, проводящие исследования рынка, стремятся гармонизировать определения категорий для обеспечения межстранового сопоставления данных, но обычно по странам существуют незначительные отличия.
Сейчас питие минеральной воды и сладких газированных напитков прочно вошло в привычку. Причем даже среди людей небогатых. Ныне среднестатистический россиянин одной только бутилированной воды выпивает за год 10 л. Неплохой показатель, правда, значительно уступающий западному. Так, на каждого француза и немца приходится 100-120 л, а на итальянца - так и все 150. В России ежегодно объем продаж прохладительных напитков увеличивается на 9%. При этом структура рынка выглядит так: минералка занимает около 66%, традиционный русский квас и напитки с фруктовым вкусом или с содержанием сока -17%, содержащие колу - 9%, а всякого рода «ретро» вроде «Байкала» или «Тархуна » - 8%.
Россия является одной из ведущих в мире водных держав: страна располагает более 20 % мировых запасов пресных поверхностных и подземных вод, речной сток составляет 4262 куб. км, на одного жителя страны приходится около 30 тыс. куб. м в год (по этому показателю Россия занимает второе место в мире после Бразилии). Поскольку в XXI веке пресная вода становится все более ценным и дефицитным ресурсом для всей планеты, где быстро растет численность населения и экономика, постольку на основе приведенных данных можно было бы считать, что вода как важный стратегический ресурс обеспечивает стабильность социально-экономического развития и национальную безопасность России.
Объем российского рынка бутилированной питьевой воды превышает $1,5 млрд. Эксперты отмечают, что рынок бутилированной питьевой воды растет на 15-16% в год в объемном выражении. И считается одним из самых больших среди всех безалкогольных напитков - занимает порядка 30% по объему. Одна их характерных особенностей этого рынка - локальность. В регионах сильны позиции местных игроков. Они устойчиво работают в нижнем ценовом сегменте. В свою очередь федеральные игроки вынуждены выходить в более дорогой сегмент, поскольку их транспортная составляющая достаточно велика.
С 2005-2007 гг. наблюдается повышенный спрос со стороны населения на здоровую, экологически чистую и вкусную воду. Сегодня бутылированную воду покупают не только богатые люди, но и средний класс. Полтора года назад бутылированную воду пили только 3% российского населения, сегодня этот показатель гораздо выше. Потребители все чаще предпочитают покупную питьевую воду воде из крана. Например, потребление очищенной воды из бутылей в России в 2000 году на человека составляло 7,5 л, в 2001 - 8,9 л, в 2002 - более 10 л, а в 2006 уже 14 л. Стабильное увеличение объемов рынка вызвано в первую очередь тем, что рынок достаточно молод, более половины компаний в Москве начали пользоваться этой услугой не ранее 4-5 лет назад.
Снижение качества водопроводной воды является одним из основных факторов роста потребления питьевой воды, констатируют эксперты. Сегодня рынок питьевой и минеральной воды является одним из самых быстрорастущих потребительских рынков России. На его долю приходится по разным оценкам от 40 до 60% всего рынка безалкогольных напитков по объему. Прирост продаж минеральных вод в год по одним данным составляет 10-15%, по другим – 15-25% ежегодно. Такая ситуация объяснима: на фоне улучшения благосостояния населения и пропаганды здорового образа жизни потребительские предпочтения смещаются в сторону более "натуральных" альтернатив газированных напитков – к воде и сокам.
Рынок бутилированной воды в России динамично развивается. Кулерная вода - достаточно новый сегмент для отечественного питьевого рынка, но объём услуг, предоставляемых компаниями-поставщиками конечным потребителям, увеличивается, а их спектр постоянно расширяется. Темпы роста российского рынка бутилированной воды составляет около 13% ежегодно. Сегодня бутилированную воду покупают не только богатые люди, но и пенсионеры, средний класс. Пищевые предприятия так же являются потенциальными клиентами, но на данном этапе развития рынка ни одна из компаний не способна обеспечить их требуемыми объемами питьевой воды.
Рынок воды растёт в геометрической прогрессии. Появляется все больше желающих открыть бизнес по розливу и доставке бутилированной воды. Казалось бы, нужно радоваться, но, к сожалению, повода для ликования нет. Связано это, прежде всего, с тем, что в большинстве случаев новички, стремясь занять место под солнцем, начинают откровенный демпинг среди клиентов остальных продавцов. Доходит до того, что первые партии воды поставляются на предприятия бесплатно. Впрочем, такая политика не вызывает цепной реакции на рынке. Лидеры рынка при этом продолжают вести жесткую ценовую политику и снижают цены только при условии увеличения объемов закупок.
Спрос на бутилированную воду в Европе и США неуклонно падает: из-за снижения доходов населения все больше людей опять пьют воду из-под крана. Российский рынок по-прежнему растет, правда, медленнее, чем в предыдущие годы — наступает эффект насыщения.
Последние годы на рынке безалкогольных напитков четко прослеживается тенденция к увеличению потребления полезных, функциональных напитков. С ростом благосостояния украинцы все больше внимания уделяют своему здоровью, стараясь употреблять в пищу здоровую и полезную продукцию. Этим и объясняется стремительное сокращение «доли в глотке» сладких газированных напитков, на фоне роста категорий более полезных бутилированных вод и соков.
Региональный рынок развивается почти также быстро, как и столичный, особенно в загрязненных городах. В регионах сильны местные производители и средняя цена на питьевую воду в 19 литровой таре там ниже. Таким образом региональный рынок сейчас – это резерв для рынка доставки питьевой воды в будущем. Рынок HOD России все еще находится на стадии формирования и активного развития. Рост рынка в 2007 году оценивается в 15-20%, а прогноз на 2008 год — до 30% роста, и этот темп не должен снизиться в ближайшие пять лет.
Хорошие перспективы производителей и продавцов бутилированной воды зависят не от конкуренции друг с другом, а от менталитета потребителей. За прошедший год пермский рынок продаж воды пережил первое слияние компаний, фирмы стали активнее интересоваться городами региона и даже выходить за его пределы, а вот обсуждаемый некоторое время назад приход в Прикамье в качестве производителей таких мировых брендов, как Bon Aqua и Aqua Minerale, так и не состоялся.
Как стало известно, российский производитель питьевой воды «Висма» решил диверсифицировать бизнес, занявшись выпуском сладких газированных напитков. Уже до конца этого года в портфеле компании может появиться три новых продукта, одним из которых станет кола. В перспективе новая продукция может занять около 15% оборота компании. В «Висме» не скрывают желания конкурировать с основными производителями газированных напитков — Coca-Cola и PepsiCo. Конкурентным преимуществом российской компании могут стать цены: свою газировку «Висма» планирует продавать с дисконтом 20% по отношению к маркам лидеров отрасли.
На протяжении последних нескольких лет российский рынок минеральной и питьевой воды демонстрирует высокие и устойчивые темпы роста. Успех категории минеральной и питьевой воды связан с наблюдаемой в последнее время тенденцией смещения потребительских предпочтений в сторону напитков более полезных для здоровья, чем привычная газировка, а именно – минеральной воды и соков. В средствах массовой информации все чаще встречаются статьи и передачи, преподносящие вопрос потребления качественной природной воды как необходимое условие для долгой и здоровой жизни. Если раньше минеральную воду покупали в основном в целях утоления внезапной жажды, то в настоящее время ее все чаще выбирают в качестве основного напитка дома, на работе, при занятиях спортом, используют для приготовления пищи дома и на загородных участках. Объем российского рынка минеральной и питьевой воды в 2006 году оценивался в 297 млн дал (без учета «кулерной» воды для офисного и домашнего потребления), что более чем в 1,5 раза превысило показатель 2002 года. Он по-прежнему остается одним из самых динамично развивающихся сегментов индустрии безалкогольных напитков: ежегодные темпы прироста продаж стабилизировались на уровне 10-12% в год, и мы ожидаем, что и в ближайшие несколько лет они не будут снижаться.
В число высокоэффективных предприятий, обеспечивших основной объем розлива воды в регионе (а это 74 % от общего объема розлива) вошли: ООО «Ессентукский завод минеральных вод на КМВ» в городе Ессентуки – 17,5 % от общего объема промышленного розлива в регионе; ООО «Элита-Минерал групп» в городе Железноводске – 14% от общего объема розлива; холдинг «Нарзан» в городе Кисловодске – 10,5 % от общего объема розлива; в городе Минеральные Воды и Минераловодском районе предприятия ЗАО «Кавминводы» – 20% от общего объема розлива и ЗАО «Водная компания «Старый источник» – 12 % от общего объема розлива. Повышение имиджа курортов КМВ и увеличение численности отдыхающих в нашем курортном регионе будут ежегодно увеличивать спрос на минеральные воды. У высокоэффективных предприятий розлива минеральной и питьевой воды есть реальные перспективы не только выживания в будущем, но и существенного улучшения хозяйственной и финансовой деятельности. А в будущем, по моему мнению, у нас в регионе будет всего порядка
Практически треть всего производства минеральной воды в России было сосредоточено в Южном ФО. Структура лидирующих позиций в 2009 г. не изменилась по сравнению с 2008, но распределение долей производства между ними теперь немного другое. Безусловным лидером в производстве минеральной и питьевой воды является Южный регион, доля его производства в 2009 г. составила 28,3%. Далее следует Центральный ФО, в котором производится 21,0% всего производства воды в России. Следует заметить, что производство в Центральном округе достаточно стабильно (наблюдается лишь несущественное увеличение на 0,3%). На 2,1% выросла доля производства в Приволжском ФО, укрепив его позиции на 3 месте. В Сибирском ФО доля в производстве снизилась на 0,6%. Уральский округ снизил долю в производстве с 8,4% до 7,2% в 2009 году. В Дальневосточном ФО в 2009 г. производилось 5% питьевой воды, что на 0,3% меньше, чем в 2008. В Северо-Западном ФО по сравнению с 2008 г. производство снизилось