Как стало известно, после многомесячных переговоров в середине июня было запущено производство компании "Пепси-Кола" на мощностях Sobol-Аqua (Новосибирск), и впервые напитки "Пепси" стали производиться за Уралом. Таким образом, международная корпорация намерена сократить издержки на логистику и постепенно увеличить свою долю на рынке Сибири и Дальнего Востока, где доминирует ее основной конкурент - компания "Кока-Кола". Впрочем, ритейл пока еще не успел заметить перемен в политике компаний по продвижению своей продукции.
Структура российского рынка безалкогольных напитков постепенно меняется в пользу питьевых и минеральных вод за счет сокращения доли сладких газированных напитков. По данным исследователей, на долю минеральной и питьевой воды приходится около 66%, напитки, содержащие колу, занимают 9%, "ретро" - напитки ("Тархун", "Байкал", "Саяны") - 8%. Все остальные - с фруктовым вкусом, квас, сокосодержащие составляют 17% рынка. Общее количество марок минеральной и питьевой воды, имеющихся в продаже в Москве, очень велико - более сотни. При этом по-настоящему популярными являются около тридцати.
На всем рынке безалкогольных напитков сегмент сладкой газировки является наиболее емким. По имеющимся оценкам за 2006 год, среднедушевое потребление газированных ароматизированных напитков превысило 35 литров. И рост рынка продолжается – в последние годы прирост продаж составлял примерно 8% в год. Однако заметим, что среднедушевое потребление газировки в России остается заметно более низким по сравнению с другими странами Восточной Европы, где средний потребитель в течение года выпивает 40–45 литров таких напитков и более. В то же время, хотя потребление газировки стабильно увеличивается, можно отметить, что в последние несколько лет темпы роста ее продаж заметно отстают от аналогичных показателей в других категориях безалкогольных напитков, в частности соков или минеральной и питьевой воды.
Все более популярными на российском рынке становятся сокосодержащие и витаминизированные газированные напитки, воспринимаемые потребителями как здоровая альтернатива "вредной газировке", продажи которой хотя и незначительно, но падают. Оказались верными расчеты производителей, которые решились на выпуск и продвижение новых для рынка продуктов: холодный чай, энергетические и спортивные напитки, которые показывают высокие темпы роста. Для российского рынка характерны некоторые особенности - небывалая популярность коласодержащих напитков, рост сегмента кваса и снижение сезонности его продаж, предпочтение "сахарным" версиям лимонадов.
Рынок безалкогольных напитков РФ по итогам 2007 года вырастет на 17% - до $8,921 млрд. против $7,595 млрд. годом ранее. Эксперты учитывают продажи газированных напитков (к которым аналитики относят, в том числе, колу и квас), соков, бутилированной воды, энергетических и других "функциональных" напитков, холодного чая и холодного кофе. В натуральном выражении рост рынка напитков в 2007 году прогнозируется на уровне 6,9% - с 8,758 млрд. литров в 2006 году до 9,365 млрд. литров. В 2008 году объем рынка составит 9,976 млрд. литров, 2009 году - 10,556 млрд. литров, в 2010 году - 11,111 млрд. литров, в 2011 году -11,619 млрд. литров.
Oбъем российского рынка газированных напитков и лимонадов (исключая энергетики) в 2006 г. составил 503 млн. дал, на 8% больше, чем в 2005 г. (466 млн. дал). А сегмент кваса — самый быстрорастущий из всей категории безалкогольных газированных напитков: в 2006 г. россияне выпили 23 млн. дал кваса, что на 44% больше, чем годом ранее. Крупнейшими игроками рынка являются “Очаково” (квас “Очаковский”), “Бородино” (“Старый”), “Эжен Бужеле Вайн” (“Першин”), “Дека” (“Никола”).
Тенденции развития российского рынка безалкогольных напитков, отмечаемые экспертами в течение последнего года, еще раз подтвердили известный постулат: рынок движется по вектору развития, намеченному Западом. На волне этих тенденций потребителям предлагаются коласодержащие напитки, новые натуральные лимонады, модные энергетические напитки и холодный чай. Объяснение все растущей популярности коласодержащих напитков может лежать в ментальной плоскости. Для российских потребителей вкус колы не столько знакомый, сколько желаемый "с детства". Желание выпускать "нашу колу" есть у многих отечественных производителей.
В целом Россия повторяет развитие зрелых рынков, где потребители всерьез озабочены вопросами сохранения молодости и здоровья и где наблюдаются высокие темпы роста продуктов, позволяющих поддерживать хорошее самочувствие и форму. Эту тенденцию как нельзя лучше иллюстрирует российский рынок безалкогольных напитков. В 2007 году ситуация на рынке безалкогольных напитков держалась в рамках прогнозов. По данным исследования "Nielsen Россия", розничные продажи безалкогольных напитков в 2007 году выросли на 11%. Категория газированные напитки с темпом роста +18% входит в пятерку самых быстрорастущих категорий рынка упакованных продуктов питания и напитков в России, опережающих общий рост рынка (по данным исследований розничных продаж в городах России с населением свыше 10 тыс. человек за период декабрь 2006 – ноябрь 2007 года, "Nielsen Россия").
Российский рынок безалкогольных напитков находился на подъеме до 2009 года и был самым крупным в Восточной Европе по объему и стоимости. При этом потребление безалкогольных напитков на душу населения в России значительно ниже, чем в большинстве восточноевропейских стран – всего 80 литров на одного потребителя.По информации аналитиков в 2009 г. объем рынка в натуральном выражении сократился на 3,72%. В 2010 году ожидается плавное восстановление рынка, объемы которого вернутся на уровень 2008 г. - 618 млн. дал. До 2013 года аналитики предполагают среднегодовой рост рынка безалкогольных напитков на 3 и 2% в натуральном и стоимостном выражении соответственно.
Сладкие безалкогольные напитки занимают наибольшую долю - более 40%. Меньше всего реализуется кваса и холодного чая. На дешевую воду приходится третья часть всей выручки от реализации минеральной воды на российском рынке. Вода ценового интервала 18-27 руб./литр составляет большую часть предложения на российском рынке. Вода высшей ценовой категории занимала чуть более 10%. Потребительский спрос смещается в сторону более
Сегмент газировки в России — вообще золотой источник для западных концернов. Судя по исследованию, проведенному региональным центром маркетинговых исследований «ПРОМА» в Екатеринбурге, около 40% опрошенных выбирают «Кока-Колу», 30% — «Пепси», 25% — «напитки детства» («Буратино», «Колокольчик» и др.) и лимонады «русской серии». И только 5% потребителей предпочитают минеральную воду. Среднестатистический россиянин выпивает минеральной и чистой бутилированной воды втрое меньше, чем такой же европеец (25 литров в год против 75 — 80 литров). Рыночный пирог будут делить между собой
Сверхприбыли в 2010-м зафиксированы крупнейшими производителями безалкогольных напитков. Самыми гордыми слывут The Coca Cola Company. Парни смогли увеличить российские продажи на 16%. Чуть менее уверенно чувствуют себя PepsiCo. На самом деле, конкретных цифр в Pepsi не озвучивают, лишь отмечают, что «аномально жаркое лето привело к стремительному росту потребления безалкогольных напитков» (цитата директора по коммуникациям PepsiCo Александра Костикова). Производители кваса также рады росту продаж, хоть и минимальному. Ведь конкретно для каждого производителя цифры просто астрономические! К примеру, в «Очаково» продажи увеличились на 60%. Еще более громкими результатами хвастают в
Динамика российского рынка безалкогольных напитков делает его привлекательным для международных компаний. Лидеры рынка начали свою деятельность в России еще во время существования Советского Союза. Так, PepsiCo запустила свою первую фабрику на территории нашей страны в 1974 году. Компания активно развивалась, открывала производства по всей России, а в 2008 году заняла лидирующее положение на рынке соков и нектаров в результате приобретения крупнейшего отечественного производителя натуральных соков ОАО «Лебедянский» (Липецкая область). Основной конкурент PepsiCo – The Coca-Cola Company открыла свое представительство в России в 1991 году, а первая фабрика этого игрока стартовала в Москве в 1994-м. В 2005 году Coca-Cola приобрела одного из ведущих российских производителей соков – ЗАО «Мултон» (Москва), а в 2007 году – завод Aqua Vision (ООО «Аква Вижион», Московская область). Таким образом, к началу 2010 года российский рынок безалкогольных напитков был уже в основном консолидирован, а совместная рыночная доля PepsiCo и Coca-Cola в этот период составила 45% в натуральном выражении. В 2010 году компания Coca-Cola приобрела четвертого по величине производителя соков в России – ОАО «Нидан Соки» (Московская область), которому принадлежат такие известные бренды, как «Моя семья», «Да!» и «Каприз». В 2009 году компания «Нидан Соки» контролировала 15% сокового рынка в натуральном выражении. Таким образом, общая доля Coca-Cola на российском рынке соков превысила 35%, а на рынке безалкогольных напитков в целом
Российский рынок безалкогольных напитков - один из самых динамичных и крупных в мире, и по оценке экспертов Euromonitor International занимает 10 место. В данной статье рассматривается информация о тенденциях и перспективах развития безалкогольных напитков в России в 2012 году.
Прогнозируемая динамика развития категории кваса в период с 2012 по 2015 годы составляет 11-12% в натуральном и 17-19% в стоимостном выражении ежегодно. Таким образом, в 2015 году объем рынка кваса составит порядка 26 млрд. литров (780 млн. рублей). Для категории газированных напитков рост прогнозируется на уровне 10-11% и 12-14% в натуральном и стоимостном выражении соответственно (или порядка 116 млрд. литров на 3,5 млрд. рублей в 2015 году). Рынок бутилированной воды до 2016 года будет прирастать на 6-8% в натуральном выражении ежегодно. В период 2012-2015 гг. рост уровня потребительских цен на прохладительные напитки оценивается в
В данном материале представлены отчетные аналитические сведения по рынку безалкогольных напитков России по итогам 2016 году. А именно: темп сокращения объема производства безалкогольных напитков в 2016 году по сравнению с 2012 гг., прирост производства газированной воды в 2016 году, регионы-лидеры по производству, прирост объема розничных продаж в 2016 к АППГ, доля ЦФО в общей структуре реализации.
В отчете представлены аналитические данные по рынку безалкогольных напитков России по итогам 2017 года. Рассмотрено: прирост продаж безалкогольных напитков в отчетном году на российском рынке, динамика рынка с 2014 года, структура продаж безалкогольных напитков по видам, краткие выводы и прогнозы на 2018-2022 гг.