В обзоре представлена аналитическая информация по рынку торгового оборудования в Украине. Рассмотрено: комментарий представителя компании, работа одного из игроков рынка торгового оборудования, основные итоги работы оператора рынка торгового оборудования, основные потребители продукции оператора, международные рынки, на которых представлена продукция.
В обзоре представлена аналитическая информация по рынку холодильных агрегатов в Украине. Рассмотрено: общая характеристика рынка холодильных агрегатов и станций в Украине, общие показатели рынка, динамика емкости рынка холодильных агрегатов и станций в 2017-2018 гг., сегментация емкости рынка холодильных агрегатов в Украине, доля импортных и отечественных агрегатов и станций в Украине с 2017-2018 гг., структура себестоимости производства холодильных агрегатов и станций в Украине, потребители рынка, динамика производства холодильных агрегатов и станций, внешняя торговля на рынке, сегментация экспорта холодильных агрегатов и станций из Украины в 2017 - 2018 гг., каналы сбыта продукции на рынке (особенности сбыта на рынке: наличие представительств международных компаний / дистрибьюторы / B2C сегмент), выводы и прогнозные тенденции развития рынка.
В обзоре представлена аналитическая информация по рынку торгового оборудования в Украине. Рассмотрено: виды торгового оборудования, ассортимент торгового оборудования, комментарии участников рынка, критерии выбора, комментарий эксперта по качеству торгового оборудования, системы автоматизации бизнес-процессов, стоимость торгового оборудования, производители, дилеры и сервис, схемы дистрибуции торгового оборудования, практика использования б/у оборудования, динамика развития рынка, доля центральной части Украины на рынке торгового оборудования, доля других областей на рынке, оценка эксперта по уровню насыщения рынка торгового оборудования, причины роста объемов рынка.
В материале представлена аналитическая информация по рынку торгового оборудования Украины в 2016 г. Рассмотрено: состояние и тенденции рынка торгового оборудования в Украине, основные виды торгового оборудования, особенности развития одного из предприятий, ассортимент торгового оборудования, оценка качества оборудования, инновации предприятия.
«Последствия мирового кризиса, а также немного нестабильная политическая ситуация в стране, отразились и на нашей отрасли, однако первое полугодие 2011 года для рынка торгового оборудования можно охарактеризовать как оттепель», – говорит он. Согласно мнению Игоря Мирончука, директора департамента торгового оборудования группы компаний «Модерн-Экспо», в 2011-м ситуация на рынке торгового оборудования в Украине выглядит более оптимистично, чем в 2010-м. «Стабильный рост отрасли обеспечили в основном представители продуктового ритейла (около 25 % в сравнении с аналогичным периодом прошлого года). Мы наблюдали возрождение ряда крупных торговых сетей, серьезно пострадавших в период экономической стагнации. Кризис показал, что только те компании, которые постоянно и эффективно
За последние несколько лет структура поставщиков потерпела некоторые изменения. Если раньше насчитывалось несколько десятков компаний, которые поставляли весь спектр оборудования с одних рук, то сегодня компании определились со своим основным продуктом и сфокусировались на узкой направленности, в котором они имеют явные преимущества либо в цене, либо в качестве. Комплексно к процессу поставки оборудования у нас подходят мало предприятий. В связи с этим и другими факторами, на рынке осталось немного фирм, которые обслуживают крупный ритейл. Многие филиалы иностранных компаний просто закрыли свои офисы и центры обслуживания. Остались
Прошедший год можно назвать одним из самых нелегких для ритейла. Досталось и сопредельным рынкам. Например, торгового оборудования. Многим сетям пришлось серьезно пересмотреть планы развития. Так, по данным по данным операторов рынка, темпы расширения продуктового ритейла упали на 40%. Количество открытых магазинов в 2009 г. составило всего 260 против 430 годом ранее. Среди факторов, которые негативно отразились на финпоказателях производителей торгового оборудования, была не только низкая платежеспособность сетей. В минувшем году ритейлеры при оптимизации структуры торговых точек закрывали нерентабельные магазины. В результате чего создавался определенный запас торгового оборудования, что, естественно, снижало закупки новых прилавков.
Невеселые прогнозы ритейлора подтверждают и экспертные оценки. Так, по данным специалистов Украинской торговой гильдии, если в 2008 г. работающие в Украине торговые сети увеличили количество магазинов на 29%, то в этом году прирост количества торговых точек будет минимальным и составит лишь 15%. Хотя, честно говоря, при взгляде на развитие ситуации, и эта цифра вызывает сомнения. Собственно, опрос ритейлоров экспертами УТГ показал, что более 60% розничных сетей заявляют о возможности открытия новых магазинов, а около 40% не исключают закрытия нерентабельных торговых точек. Невеселое положение на розничном рынке подтверждают и данные Госкомстата. Если в 2008 г., по сравнению с 2007 г., оборот розничной торговли вырос на 18,6%, то за январь 2009 г., по сравнению с соответствующим периодом прошлого года, он упал на 7,1%, а оборот ресторанного хозяйства уменьшился на 18,1%. Собственно, такова действительность, на фоне которой проходил ежегодный торговый форум.
По данным большинства опрошенных производителей оборудования и технологий, в 4 квартале прошлого года продажи торгового оборудования сократились приблизительно на 20%. Снижение продаж произошло, но не глобальное, так как большая часть контрактов подписывалась во 2-3 кварталах, вносилась предоплата, строились объекты. По данным в 4 квартале продажи снизились на 15-20%.). Объем продаж торгового оборудования в 4 квартале 2008 года снизился не менее, чем на 30% от объема позапрошлого года. Но, по его мнению, фактический объем сжатия рынка, который находится в зависшем состоянии, оценить пока невозможно.
Самое большое падение объемов продаж наблюдается у тех компаний, которые занимаются поставкой импортного торгового оборудования. В специализированных компаниях отмечают: если прежде для украинских ритейлоров при выборе оборудования его стоимость не являлась определяющей, то сейчас этот критерий стал самым важным. После того как курсы валют начали резкие колебания, зарубежное оборудование подорожало на 40%, что многим не по карману. Это оказалось на руку некоторым местным производителям. Продажи у них выросли в два раза по сравнению с аналогичным периодом минувшего года. Продукцию заказывают как небольшие магазины, так и крупные супермаркеты, а динамичный рост продаж объясняется тем, что цены не повышались.
Продажи торгового холодильного оборудования падают. Его поставщики надеются лишь на рост производства продуктов питания и напитков и оживление розницы. В целом 2008 г, для производителей и импортеров торгового холодильного оборудования, несмотря на то, что на последние месяцы года пришлось начало экономического кризиса, был достаточно успешным. Хотя ритейлоры начали испытывать трудности с получением кредитов уже в середине 2008 г., по его итогам розница продемонстрировала вполне солидный прирост. Достаточно уверенно до начала кризиса чувствовали себя производители и импортеры замороженных овощей, полуфабрикатов и морепродуктов, вполне сносно - производители и продавцы мороженого, т.е. оптовые покупатели морозильных ларей. Достаточно высокую активность как оптовые покупатели холодильных шкафов проявляли производители пива, безалкогольных напитков и соков. В результате, по оценкам операторов, в прошлом году рынок торгового холодильного оборудования вырос в среднем на 15-20%, до 1,6-1,7 млрд грн.
По оценкам операторов, в 2007 г. в Украине холодильного оборудования для розничной торговли было продано примерно на $200 млн. Это на 25-30% больше, чем в 2006 г., что, в принципе, соответствует динамике роста продовольственной розницы в стране. Структура продаж холодильного оборудования также отражает структуру развития торговых форматов отечественного продовольственного ритейла. Так, по оценкам исследовательской компании ACNielsen Ukraine, 25%-ный рост в прошлом году в Украине продемонстрировали супер- и гипермаркеты. Соответственно, примерно такой же в количественном выражении была динамика продаж холодильного оборудования с выносными холодильными агрегатами, как правило, используемыми в крупноформатных магазинах. Количество торговых объектов площадью 100-300 кв.м увеличилось всего на 1,7%, небольших магазинов (до 100 кв.м), согласно тем же исследованиям, - вообще уменьшилось на 0,6%.
На первый взгляд, металлические сооружения справедливо заслужили уважение розницы, охлаждая продукты в торговом зале, в подсобках магазинов и в горячем цеху ресторана. Как домашний холодильник незаменим в быту, так и профессиональный шкаф обязательно входит в штат любой торговой точки или предприятия общественного питания. Какие шкафы доступны сейчас торговле и в чем различия между представленными видами, выяснили мы с помощью экспертов. На сегодняшний день на рынке профессионального холодильного оборудования представлены все виды холодильной техники: охлаждаемые стеллажи и прилавки, морозильные шкафы и холодильные лари, моноблоки и сплит-системы, сборные камеры и т.д. Выбор, бесспорно, богат. Это дает и технологам, и дизайнерам возможность подобрать оптимальную комплектацию холодильного оборудования для индивидуальных проектов. Но при всем богатстве выбора холодильные и морозильные шкафы пользуются постоянной популярностью и актуальны независимо от времени года и объема имеющейся торговой площади.
Специалисты ИТ-рынка в сегменте автоматизации расчетно-учетных операций торговли считают, что самая распространенная ошибка ритейлеров состоит в заказе решения под текущие, а часто — под вчерашние задачи. Целью нашей статьи отнюдь не является анализ истоков этой ошибки. Мы хотим показать возможности современных ИТ-технологий в контексте основной тенденции мирового ритейла: специализация решений под определенный формат торгового предприятия. Такая цель определяет в качестве первостепенных задач поиск таких решений, которые бы реально улучшили обслуживание покупателей и увеличили обороты торговой точки. Рынок ИТ-решений для торговли развивается быстро. Поставки РОS-терминалов, например, вендоры ежегодно наращивают минимум на треть. Разумеется, что разговор об инновациях, которые осваивает европейский ритейл, в применении к украинскому рынку предполагает умеренный скептицизм. Но на то он и умеренный, ведь оптимизм — уверенный. Новинки европейского ритейла станут-таки нашими. Ну не завтра, так позже.
Рынок ТО представлен тремя главными сегментами. Это холодильное (шкафы, горки, ванны), технологическое (печи, плиты) и презентационное (стойки, стеллажи) оснащение. По субъективным оценкам экспертов, ежегодно в Киеве продается оборудования не менее чем на $25-30 млн. И если реализация холодильной техники увеличивается стабильно в пределах инфляции, то в двух других направлениях специалисты видят существенную динамику и новые пути развития. Состояние каждого из них обусловлено развитием рынка торговли и общественного питания: спрос на оборудование возникает, когда появляются новые площади либо переоснащаются существующие. Волна замены техники начала активно формироваться в прошлом году. Оснащение, которым располагает продовольственная розница, было установлено в 2000-2002 гг., когда магазины массово переходили на самообслуживание. Учитывая, что срок физического старения такой техники составляет пять-семь лет, в 2007 г. компании вынуждены были переоборудовать торговое пространство.
Летний сезон - один из самых прибыльных периодов для ретейла. В это время года в.супермаркетах значительно увеличивается объем продаж напитков, в частности пива и газированных напитков. Лето - весьма прибыльный период и для предприятий фастфуда, кафетериев, летних кафе и ресторанов. Основной доход этих заведений формируется за счет продажи прохладительных напитков, охлажденных и замороженных соков. С началом летнего сезона возрастает количество закупок оборудования для напитков в супермаркеты и предприятия HoReCa. Рынок торгового оборудования для напитков в Украине активно развивается, ежегодный средний рост рынка составляет 25-30 %, специалист по маркетингу ООО "Венетекс". Эксперты прогнозируют, что в ближайшие три-пять лет темпы роста не будут замедляться. Это объясняется быстрым развитием рынка общественного питания, гостиничного сектора, рынка торговых площадей, как в столице, так и в регионах нашей страны.
Количественный перевес на рынке приходится на недорогую "хладоме-бель", позиционирующуюся в линейной рознице (гастрономы, продтовары, райпо, сельмаги, буфеты, столовые, рюмочные и т. п.). Однако всё больше компаний ориентируются на качество, закупая более дорогое высокотехнологичное оборудование. Таким образом, денежные показатели рынка растут быстрее, чем физические. Ключевые игроки "ледового поля" играют по-крупному, фокусируя поставки в крупные продовольственные комплексы, а более всего - разросшийся food-ритейл. Но при этом не спешат сбрасывать из прайсов экономоборудование, и братьев меньших по бизнесу ожидают выгодные схемы поставок. В Украине представлен широчайший диапазон продукции и комплектующих от известных брендов Европы, мира и постсоветских стран. Среди них - Bitzer, Linde, BKT, Teledoor (Германия), Liebherr, АНТ (Австрия), Danfoss, Caravell, Vestfrost, Elcold, Derby (Дания), Alfa-Laval (Швеция), Norpe (Финляндия), J&H (Великобритания), Copeland (США), Bonnet Neve (Франция), Mafirol, Koxka (Испания), Pastorfrigor, Frascold, Zoin, Detroit, Arneg, Framec, ISA, Costan, Eurocryor, Tecfrigo, Oscartielle (Италия), Jordao (Португалия), Pastorkalt (Словакия), Cold, Mawi, Igloo, Juka, JBG (Польша), Ugur, Diktas (Турция), "Снайге" (Литва) и др.
В зависимости от предназначения шкафы изготавливают с глухой дверцей или застеклённой. Шкаф может быть открыт для обозрения покупателей с одной, двух или со всех четырёх сторон. Имея объём выкладки, сопоставимый с витринным, и хорошую обзорность, такое оборудование успешно заменяет последнюю в торговом зале с ограниченной площадью. Так как шкаф не гарантирован от частых теплопритоков, его дверцы можно оборудовать устройством от запотевания. Многие производители снабжают технику таким устройством, как автодоводчик. Например, если покупатель в универсаме по небрежности неплотно закрыл шкаф, автодоводчик сделает это за него. Агрегат холодильного шкафа может размещаться как в верхней, таки в нижней части. Первый вариант удобен тем, что оборудование можно поставить вплотную к стенке. При нижнем варианте расположения потребуется оставить расстояние в 10 см, чтобы воздух мог циркулировать свободно. С другой стороны, оборудование с нижним агрегатом легче переносит жару в помещении.