В обзоре представлена аналитическая информация по рынку постельного белья в Украине в 2017 году. Рассмотрено: состояние и тенденции украинского рынка постельного белья, общий объем рынка текстиля и галантереи Украины, доля украинских производителей, ценовые сегменты рынка, факторы, влияющие на рынок, краткие выводы.
Обзор содержит аналитические сведения по рынку постельных принадлежностей Украины по итогам 2016 года. Рассмотрено: состояние и тенденции рынка, динамика сокращения рынка постельных принадлежностей, наиболее популярные ценовые категории постельных принадлежностей, краткие выводы и ожидания экспертов.
Проверить постельное белье по списку запрещенных красителей, предусмотренному в международном стандарте Oeko-Tex Standard 100, оказалось в Украине технически не возможным. Поэтому в ходе лабораторных исследований проверили состав тканей, устойчивость окраски (при стирке, воздействии пота, глажении и сухом трении), по рН и содержанию формальдегида.
У отечественных производителей постельных комплектов появился шанс потеснить на рынке зарубежных игроков. Главное - не упустить момент. Украинский рынок постельных принадлежностей сохранит ЩГ завидные темпы прироста в гривневом эквиваленте на прежнем уровне даже в сложный 2009 год, прогнозируют эксперты. В общем котле продавцов окажется около 400 млн. грн. - на 50% больше, чем в предыдущем году. Однако объемы продаж в натуральном и долларовом эквиваленте впервые за много лет покажут отрицательную динамику. Курс на отечественного производителя В последние годы сегмент постельных комплектов в натуральном выражении рос ежегодно с динамикой 13-15%. В 2008 году продажи достигли 2,6 млн. шт., что в денежном эквиваленте соответствует 263 млн. грн. А уже текущий год покажет более чем 10%-ное падение спроса, прогнозирует Александр Соколов. До конца года продадутся около 2,3 млн. комплектов. И это несмотря на то, что средняя цена комплекта остается прежней - $20.
Продажи постельного белья на рынке Украины, население которой насчитывает 46 млн. человек, в 2007 г. достигли $25 млн. (исходя из розничных цен), а в количественном выражении - 2,2 млн. комплектов (состоящих из двух наволочек, простыни и пододеяльника). Из этого следует, что средняя розничная цена одного комплекта равнялась примерно $11. В Киеве, являющемся важнейшим региональным рынком, объем продаж оценивался в $5 млн. Украинский рынок постельного белья развивается в последние 4-5 лет довольно высокими темпами. В частности, в 2007 г. объем розничной торговли расширился на 20% по стоимости и на 18% по количеству. Такая динамика роста сохраняется с 2004 г. В 2008 г. ослабления темпов роста не ожидается. Данный рынок приблизится к насыщению, как считают, лишь в случае достижения и превышения уровня годовых продаж в 4 млн. комплектов.
Стремительный ритм повседневной жизни все меньше и меньше времени оставляет на отдых и сон. Именно поэтому так хочется проводить его с наибольшим комфортом. Не последним условием для уютного сна становится постельное белье. Наверное потому, по словам oпeраторов рынка, однотонной белой классике украинцы предпочитают цветные комплекты с рисунком и отделкой. Однако эксперты сходятся и в другом - у отечественного потребителя еще нет такого достатка, чтобы тратить деньги на стопроцентно натуральные наволочки и простыни. И все же украинский потребитель требователен к постельному белью и принадлежностям. Натуральность - это основное требование потребителей к ткани, из которой изготовлено постельное белье. Как утверждает Ирина Власенко, менеджер по рекламе компании "Домтекс", украинцы предпочитают постельное белье из 100%-ной натуральной ткани, так как это полезнее для здоровья, а ощущения от соприкосновения с такими простынями и пододеяльниками более приятны. Производители используют и искусственные материи, поскольку они практичнее, их легче стирать и гладить, но спать на постели из этих тканей менее комфортно.
Чтобы продуктивно работать, нужно не забывать о здоровом сне, а какой же сладкий сон без любимых одеяла и подушки! Вы нуждаетесь в них, а они время от времени нуждаются в реставрации. Сегодня реставрация изделий с наполнителем из пуха и пера - это бизнес с низким барьером для входа и со стабильным доходом. Еще несколько лет назад наш бизнес дохода почти не приносил, - вспоминает директор нескольких точек, расположенных в Дарницком районе Киева, который пожелал остаться неназванным.Украинцы с недоверием относились к нововведениям, в том числе и к реставрации пухо-перьевых изделий. Но благодаря средствам массовой информации необычайную популярность приобрели гигиена и здоровый образ жизни. Плюс реставрация старых пухо-перьевых изделий стала более дешевой альтернативой приобретению новых.
Украинский рынок постельного белья развивается в последние 4–5 лет довольно высокими темпами. В частности, в 2007 г. объем розничной торговли расширился на 20% по стоимости и на 18% в количественном выражении. Такая динамика роста сохраняется с 2004 г. В 2008 г. также не ожидается ослабления темпов роста. Данный рынок приблизится к степени насыщения, как считают, лишь в случае, когда годовой объем продаж достигнет и превысит 4 млн комплектов. После этого, учитывая прогрессирующее перемещение центра тяжести спроса на изделия в сегменте средних и повышенных цен, можно, тем не менее, ожидать увеличения продаж в пределах 12–15% в год. Украина считается последним рынком среди стран СНГ, на котором отсутствует сертификация постельного белья на предмет содержания вредных для здоровья веществ — онкологически опасных красителей, формальдегида, мягчителей, пестицидов, тяжелых металлов.
Главной проблемой рынка, по словам производителей, является то, что большая часть товара ввозится в страну по "серым" схемам, а на прилавках господствует продукция No name. Принято считать, что в легкой промышленности объем неофициального производства составляет от 50 до 70%. Однако, по расчетам специалистов, для рынка постельного белья этот показатель гораздо выше. В целом же импорт постельного белья в Украину за период с 2002 по 2007 гг. вырос в 5,3 раза. Причем, в 2007 году темп роста импорта составил лишь 6% относительно 2006г. Импортные поставки постельного белья в Украину в 2007 году в 12,3 раза превышали экспорт. Лидируют здесь бельевщики из Турции, Китая и Белоруссии. На их долю в 2007г. пришлось более 82% официального импорта постельного белья. Но помимо него есть еще нелегальный ввоз подобной продукции, который превышает официальный в 2,2 раза.
Производители постельного белья развивают в Киеве собственную розницу. Рост столичного рынка постельного белья местным производителям ожидаемых дивидендов не принес. Причиной стало подорожание на 10-15% выпускаемой украинскими фабриками продукции, из-за чего ее стоимость сравнялась с импортной, а также ухудшающиеся отношения с киевскими ритейло-рами. Чтобы не остаться у разбитого корыта, крупнейшие компании вынуждены развивать собственную розницу. По оценкам специалистов, за весь 2007 год емкость киевского рынка постельного белья выросла как минимум на 20%, составив в денежном выражении порядка $5 млн. Такая же динамика, по их мнению, будет наблюдаться и в 2008 г. За три месяца этого года рынок вырос по сравнению с аналогичным периодом 2007 г. на 12%.
Около половины выпускаемого в стране постельного белья приходится на теневое производство. Изготовляют эти серые простыни и пододеяльники, как и 10 лет назад, небольшие швейки. Многие производители ориентированы сразу на конечного покупателя. Таких понятий, как дистрибутор, оптовик, для них просто не существует: многие из них организуют небольшие мастерские, где трудятся пара-тройка швей, с небольшим же складиком, арендуют или выкупают пару торговых точек, в которых и продают готовые товары. Окупаемость вложенных средств поразительно высока. Как рассказал один производитель постельного белья, пожелавший остаться неназванным, накрутка производителя на готовом товаре составляет 150-300%: При этом большинство производителей работают нелегально, т.е. не платят налоги вообще или регистрируются как частные предприниматели и визуализируют лишь малую часть своих доходов, чтобы платить минимальный налог.
Однако наиболее привлекательный клиент - отнюдь не слабый пол, а распорядители бюджетных средств: в апреле-мае одеяла и подушки массово закупают медицинские учреждения, железная дорога, санатории, отели. Ну, а если вспомнить, что страна готовится к наплыву туристов на чемпионат по футболу Евро-2012, вырисовываются весьма неплохие перспективы для освоения прибыльной ниши. И, что важно для украинских предпринимателей, пошив одеял и подушек - один из тех редчайших сегментов, где им не стоит опасаться конкуренции со стороны китайских производителей. Товар очень объемный - это одна причина, по которой экспорт готовых изделий невыгоден. А второе - у нас самый качественный пух. Ту подушку и одеяло, которые сделает украинский производитель из местного сырья, идеально его помыв, китаец довезти не в силах.