1171

Обзор рынка вин

Наша страна является традиционной винодельческой страной. Помимо широкого ассортимента виноградного вина, которое энологи (специалисты по виноделию) считают единственным достойным так называться, в Украине изготавливают плодовые, ягодные и прочие вина. Существует несколько классификаций винной продукции. Так, помимо натуральных вин по способу изготовления выделяют подслащенные, ароматизированные и крепленые (спиртованные) вина, при этом последние группируются на десертные, крепкие и ликерные. По содержанию спирта и концентрации cахаров вина располагаются в диапазоне от сухих (8–11%, до 0,3 г / л соответственно) до крепких (17–20%, 1–14 г / л), а содержание сахара в ликерах может достигать 35 г / л. На вкусовые качества вина влияет содержание кислоты, согласно которому выделяют пресные, средние и кислые (терпкие) вина; также ею определяется прочность, или способность вина к длительному хранению. По продолжительности выдержки вина делят на ординарные, марочные и коллекционные. 


Вина бывают сортовые и купажные (соответственно, из одного сорта винограда или их смеси). Белые и красные вина делаются из различных сортов винограда, при этом существуют отличия по многим параметрам реализации технологического процесса (см. рисунки 1, 2). Также белое вино может быть изготовлено из красного (иногда называют «черного») винограда, но тогда в технологическом процессе его производства реализуется стадия предварительного снятия кожицы, содержащей пигменты-красители. Важными характеристиками вина являются его окрас (цвет и его оттенки), букет как совокупность ароматических и вкусовых показателей. Специалисты, дегустируя вино, называют множество вкусовых качеств (от свежего до жгучего).  При этом если мутность не является дефектом (по этому показателю даже выделяют мутные, тусклые и прозрачные вина), то наличие запаха (не аромата!) является серьезным пороком для вина.


 obzor-vin-1.png

Рис. 1. Принципиальная схема производства виноградных вин

 

 obzor-vin-2.jpg

Рис. 2. Детальная схема производства виноградных вин

 


Еще одним разрезом классификации для группы вин с содержанием углекислоты является способ насыщения ею продукта. Если это естественный процесс (брожение сусла под давлением в герметичных емкостях), то в отечественной терминологии такие вина часто называют шампанскими, хотя по международным требованиям они должны маркироваться как игристые. При искусственном введении СО2 вино называется шипучим или газированным.


Рынок вина Украины формируется множеством производителей, наиболее крупные из которых десятилетиями известны в мире. При этом ключевые регионы-производители характеризуются винодельческой специализацией, а именно: Закарпатье и южные области страны (Одесская, Николаевская, Херсонская) традиционно производят, в основном, белые и красные столовые вина, АР Крым – марочные десертные и крепленые вина (ЮБК), а также игристые вина. Сухие вина Крыма преимущественно выпускает Инкерманский завод. Его продукция – «Перлина Степу», Алиготе, Рислинг, Фетяска, Бастардо, Каберне и многие другие фирменные продукты – имеют награды мировых выставок, конкурсов и пользуются международным спросом.


Традиционно максимальные объемы винограда перерабатывают предприятия Одесской области и АР Крым, здесь же имеет место наибольшее производство виноматериалов. Переработка винограда в 2013 г. увеличилась на 29%. Однако за 2011–2013 гг. емкость украинского рынка сократилась вдвое – от почти 20 млн дал до 12,5 млн дал, а импорт вырос от 5% в 3,6 раза. Виноделы Украины считают, что такое значительное сокращение производства обусловлено политикой торговых сетей, которые активно реализуют собственный импорт этой продукции. И хотя в результате прямого импорта на украинский рынок стали поступать импортные вина из Чили, Австралии, Южно-Африканской Республики и пр. в широком ассортименте и по приемлемым ценам, производители настаивают, что поступающая продукция является не вином, а напитком. Добавление воды в столовые вина допускается законодательством ЕС, в результате бутылка такого напитка стоит 20–30 евроцентов (включая винный материал, бутылку, пробку, а также оплату труда работников). В украинской сетевой рознице такая продукция стоит порядка 50 грн. Ритейлеры же отвечают, что они вынужденно занимаются несвойственным им бизнесом, а ввозимая продукция является качественным вином. Европейские (итальянские, испанские, французские) производители разрабатывают эксклюзивные линейки вин специально для украинских сетей по доступной цене из знакомых нашим соотечественникам сортов винограда – Мерло, Каберне Совиньон, Шардоне и пр.


При таком подходе себестоимость товара существенное снижается – примерно на треть отпускной цены, что отвечает наценке импортеров и посредников (которая может достигать 40% от конечной стоимости). Однако проблемой может стать низкое качество приобретенного вина, что вызвано отсутствием квалифицированной винной экспертизы при закупке. Еще одной сложностью для ритейлеров является необходимость учета специфики винной продукции, что проявляется в определении размера поставляемой партии, условий и продолжительности хранения и пр.: рост объема закупки приводит к удешевлению одной бутылки, однако в стандартных условиях хранения вино может испортиться. Серьезно ухудшает ситуацию отсутствие квалифицированного персонала, а значит информационного сопровождения как приобретения, так и реализации товара. Для снижения влияния этих системных рисков ритейлеры диверсифицируют внешние рынки и разнообразят каналы сбыта путем расширения сети торговых точек и переведения поставок в сегмент HoReCa. Однако есть экономические риски, которые сложно минимизировать. Это, прежде всего, предлагаемое законодателями увеличение ставок ввозной пошлины, что существенно снизит прибыльность прямого импорта алкогольной продукции и сделает его менее рентабельным. К сожалению, государственное регулирование и в целом не демонстрирует заботу об отрасли. Так, специфика виноделия состоит в его значительной длительности производственного цикла, поэтому для развития необходима государственная поддержка. Однако бюджет страны на 2014 г. исключает такую поддержку, поэтому отрасли придется выживать самостоятельно.


Что касается экспорта, то на три десятка стран приходится лишь 5% поставляемого из Украины вина. А основная масса внешних поставок вина поступает наливом (т. е. цистернами) в Россию, где на заводах его купажируют (или делают дополнительную обработку), разливают и пускают в продажу, однако уже под своими брендами. Для роста поставок в другие страны нужны серьезные затраты, активная деятельность по продвижению, как это принято в Евросоюзе. Ситуацию также могут улучить предоставленные ЕС на полугодие автономные торговые преференции украинским товарам.


Кроме того, для украинского рынка вина в целом катастрофические последствия имела оккупация Крыма и обусловленная этим практическая ликвидация украинского крымского виноделия. Среди крупнейших украинских производителей винодельческой продукции, расположенных в Крыму, – помимо указанного Инкерманского завода, всемирно известная «Массандра», имеющих многовековую историю завод шампанских вин «Новый свет», Евпаторийский (ТМ «Голицынские вина») и Бахчисарайский винзаводы, агрофирма «Золотая балка» и многие другие. И если сначала некоторые виноделы положительно оценивали возможность выхода на значительно более емкий российский рынок, стремясь при этом и сохранить завоеванные позиции на украинском, то сейчас они оказались в ситуации правовой неопределенности. Наличие лицензий двух государств – Украины и РФ – предполагает работу в двух довольно отличающихся друг от друга правовых полях, а также уплату двойного налога. Тяжелейшая политико-экономическая ситуация в Украине не дает возможности рассчитывать на скорое законодательное решение комплекса проблем, связанных с выпуском лицензионной продукции предприятиями, находящимися на временно оккупированной территории. До решения же этого вопроса ситуация с винами, произведенными на полуострове, остается неопределенной. Помимо проблем с лицензированием, перед крымскими виноделами стоят вопросы правомерности использования украинских инструкций и ТУ, утвержденных согласно украинскому законодательству и нормирующих выпуск продукции. Приведение производства к нормам российского законодательства потребует времени и обернется колоссальными убытками. Не решены и вопросы налогообложения.


Украинские ритейлеры уже отмечают перебои в поставках крымских вин. Сейчас продолжают отгружать продукцию лишь предприятия, на которых заранее были закуплены украинские акцизные марки. Ряд предприятий обсуждает возможность перевода мощностей по разливу виноматериалов в близлежащие к Крыму регионы. Уход крымских вин с рынка приведет к изменению структуры винной продукции. По оценкам специалистов, около половины крымского сегмента будет охвачена импортом, остальное заберут крупные украинские производители («Золотая Амфора», «Коблево», «Шабо»).


Отметим, что серьезной текущей угрозой украинским производителям вина может стать и переориентация большого объема молдавского экспорта, забракованного в России. Молдавские вина известны в Украине, при этом продаются по демпинговым ценам: стоимость молдавской продукции в 2,5 раза меньше средней стоимости импорта.


Таким образом, украинский рынок вин могут ожидать значительные изменения – как структурные, так и в части показателей емкости и ее компонентов.

Дата размещения: 17.06.2014
смотреть следующую новость

Другие новости

Связаться с нами