Два известных бизнесмена – водочный магнат Евгений Черняк (№26 в списке богатейших украинцев, состояние $350 млн) и владелец компании T.B.Fruit Тарас Барщовский (№84, $141 млн) решили сотрудничать. Осенью этого года они запустят совместное производство соков. Об этом проекте Черняк упомянул в интервью Forbes, когда готовился материал о бизнесмене (см. Forbes Украина №8 за август).
Сам бизнесмен и пресс-служба алкогольного холдинга Global Spirits неохотно раскрывают детали этого проекта. «Переговоры по определению производственной площадки бренда находятся сейчас на завершающей стадии. Структуры Тараса Барщовского будут выступать поставщиками сырья для производства высококачественных соков, наряду с PepsiCo», – сообщили в пресс-службе Global Spirits.
В новом бизнесе должны соединиться богатый опыт Барщовского в производстве соков и умение Черняка продвигать товар, а также выстраивать дистрибьюцию.
«Евгений умеет продавать, я – производить», – отметил Барщовский, подчеркнув, что партнерство еще юридически не оформлено. Компаньоны собираются создать новое юридическое лицо, в котором будут владеть долями на равных. «Вложения – 50% на 50%», – говорит Барщовский. Соки партнеры будут производить на заводе в Городке (Львовская область) компании «Яблуневый дар», входящей в T.B.Fruit (холдинг, занимающийся производством соков). Это предприятие сейчас выпускает соки под торговой маркой Galicia, а также концентраты, которые закупают «Сандора», «Оболонь», PepsiCo (Россия).
«В дальнейшем мы будем наращивать производство на мощностях других предприятий, например, «Виннифрута», – обрисовывает перспективы нового бизнеса Барщовский. – А возможно, и строить завод».
Соки пока будут производиться на линии мощностью 30 млн литров в год. «Путем небольшой модернизации есть возможность увеличить производительность до 50 млн литров», – утверждает руководитель департамента Galicia Марьян Стасык. Запуск производства планируется на сентябрь–октябрь 2013-го. «С 1 ноября новый сок уже пойдет в продажу», – отмечает Стасык. Производить соки будут из вишни, черники, яблок и других фруктов.
С торговой маркой нового продукта партнеры планируют определиться к концу августа. Соки Черняка и Барщовского будут представлены в двух ценовых сегментах: сабпремиум и мейнстрим – для широкой аудитории. Поэтому каннибализма с Galicia не будет, так как этот продукт относится к премиум-сегменту.
Насколько затратным будет этот проект? Партнеры не раскрывают сумму стартовых инвестиций. Известно, что в 2011 году в запуск Galicia Барщовский инвестировал 3-4 млн евро.
Независимый аналитик продовольственных рынков Андрей Козаченко оценивает минимальные стартовые затраты на соковое производство в Украине в 5 млн гривен с дальнейшим увеличением бюджета до 50 млн гривен в год.
Глава аналитического департамента компании Pro-Consulting Александр Соколов отмечает, что основные расходы в таком бизнесе – это построение системы дистрибьюции, однако для тандема Барщовский-Черняк эта проблема не стоит. «У «Мегаполиса» (торговый дом алкогольного холдинга Global Spirits Черняка. – Forbes) широкая сеть по всей стране, и работает компания в основном с продовольственными магазинами, где будет востребован и новый сок», – говорит специалист. «Могу только сказать, что маркетинговые затраты – продвижение, попадание на полку – существенно превышают стоимость оборудования», – добавляет директор по связям с госорганами и коммуникациям компании «Кока-Кола Бевериджис Украина» Андрей Бублик.
Планы партнеров амбициозные – в ближайшие год-два занять с новым продуктом 10% отечественного рынка соков. «Но мы можем достигнуть и больших результатов, поскольку у нас планируется серьезные усиления по дистрибуции с «Мегаполисом», – говорит Стасык. – В перспективе мы могли бы стать игроком номер два после Pepsi».
Помешать планам партнеров может стагнация рынка. С 2008 года он в Украине сократился примерно на треть. Согласно оценке Globe Consulting, по итогам 2012 годам производство натуральных соков в стране составило 281 000 тонн против 421 000 тонн по итогам 2008-го. Внутреннее потребление соков снизилось на 16% – с 611 500 тонн в 2011 году до 514 300 тонн в 2012-м.
Расти на падающем рынке можно лишь за счет конкурентов. Как реагируют последние? В PepsiCo, которая владеет крупнейшим в стране производителем соков – «Сандора» (45% рынка) отказались комментировать планы новичков. Во второй по величине компании-производителе – холдинге «Витмарк» (25% рынка) – не скрывают скепсиса. «Уже многие крупные и даже международные компании делали подобные громкие заявления, – говорит президент компании Виталий Виницкий. – История показала что все не так просто».
Он напоминает, что даже такие мощные игроки, как CocaCola или «Эрлан» (ТМ «Биола»), не смогли за пять лет нарастить свою долю более чем на 10%, и это при колоссальных ресурсах и возможностях. «Поэтому, когда я слышу подобные вещи, расцениваю это не более чем как хороший PR, – говорит Виницкий. – Что я еще могу сказать – желаю им успеха».