1965

Olives will again become a delicacy - comments by Alexander Sokolov, head of the Analytical department of the company "Pro-Consulting". Publication of the "Comments"

ПО НАБЛЮДЕНИЯМ
руководителя департамента закупок и продаж компании «Союз» Оксаны Малышек, ощутимее всего выросли цены на чай-кофе (100–200%), морепродукты, икру и рыбные деликатесы (от 70%). Подорожали минимум на 50% овощи и фрукты, а также бакалейная группа товаров. «Совсем недавно маслины считались обычной закуской, теперь все больше потребителей задумываются над тем, стоит ли покупать их по цене 15–20 грн. за банку весом 420 г или обойтись без них», — рассказывает директор компании «Гренадин Украина» Руслан Фабинюк.  
Увеличились цены и на импортный алкоголь. В частности, официальный дистрибьютор премиальных алкогольных брендов «Перно Рикар Украина» с января этого года повысил цены на свои напитки в среднем на 20%. По утверждению директора ЧП «Опал» (поставки морепродуктов) Эдуарда Вилинского, спрос на продукцию после повышения цен упал в 3–4 раза. Фабинюк говорит, что спрос снизился примерно наполовину. Представители розничных сетей тенденцию подтверждают. Некоторые сети в декабре 2008 года зафиксировали спад спроса на импорт на уровне 20–25%.
КАК ЧАСТО БУДУТ МЕНЯТЬСЯ ЦЕНЫ?
Представители компаний говорят, что некоторые сети пытались диктовать свои условия, настаивая на том, чтобы поставщики продуктов и напитков не пересматривали цену чаще одного раза в течение двух недель более чем на 10%. Достичь компромисса некоторым поставщикам и сетям удалось только к началу 2009 года.
Заложниками на самом деле нынешней ситуации зачастую становятся не сети, а дистрибьюторы. «Если раньше дистрибьюторы могли позволить себе иметь широкий ассортимент, то теперь, когда рассчитывать приходится лишь на свои финансы, компании стараются концентрировать внимание на наиболее «ходовых» позициях», — комментирует Руслан Фабинюк.
ИМПОРТ ИСЧЕЗАЕТ С ПОЛОК
«Импортная продукция сегодня «временно не конкурентоспособна», — считает руководитель отдела связей с общественностью и прессой «Торговая компания «Интермаркет» Юрий Булык. По его словам, затратная часть на импорт на данном этапе предоставляет отечественным производителям значительные преимущества для развития.
«Больше всего разница цен ощущается в тех категориях, где присутствует много продукции украинского производства, например, в консервации», — добавляет генеральный директор сети супермаркетов «Край» Виктор Матяш. Полного исчезновения импорта продуктов питания и напитков он не прогнозирует, однако укрепление позиций отечественного товара может серьезно потеснить импорт.
По информации сети «Край», объемы продаж в тех категориях, где отечественных аналогов нет, уже сокращаются. Это рыба и морепродукты, оливки, оливковое масло, импортные сыры, алкоголь и т.д. Труднее всего «критическому» импорту, отечественных аналогов которых просто не существует (морепродуктам, маслинам). Эти продукты рискуют оказаться за пределами потребительских корзин многих украинцев. Однако первыми, кто «сошел с дистанции», стал вовсе не «критический импорт», а иностранные водочные бренды. В конце 2008 года компания «Союз-Виктан-Трейд» приостановила поставки на украинский рынок русской водки «Зеленая марка». Ее поставки возобновятся, вероятно, после смены дистрибьютора. Также почти вполовину сократились объемы продаж в Украине и у другого российского бренда — водки «Русский стандарт», дистрибьютором которой выступает «Баядера-импорт».
В «МЕТРО Кеш энд Керри Украина» признают, что частью ежедневной работы, которая сейчас стала для них особенно важной, является замена продукции импортного производства украинской. «Чтобы увеличить долю продуктов украинского производства, мы, например, запустили сезонную платформу для фруктов и овощей в Херсонской области, которая возобновит свою деятельность весной. С ее помощью мы сможем предложить нашим клиентам ранние украинские фрукты и овощи по хорошим ценам», — рассказывает директор «МЕТРО Кеш энд Керри Украина» Аксель Лухи. Кроме того, почти 100% продукции под собственной торговой маркой Aro (а это 650 артикулов) производят для сети отечественные компании.
По мнению Оксаны Малышек, конкурентоспособными среди импортных товаров будут определенные виды алкоголя, конфеты, деликатесы (мясо-колбасная продукция, сыры, паштеты), овощи и фрукты. Однозначно неконкурентоспособным будет молочный импорт.
Поставщики «критического импорта» ожидают существенного перераспределения рынка. «Проблема с оборотными средствами на фоне нестабильного курса валют приведет к уходу с рынка слабых игроков. Выжившие компании, скорее всего, будут укрупняться», — прогнозирует представитель ЧП «Атлантик Фиш» Андрей Палиенко. С высокой долей вероятности ожидает оттока импортного товара на базары Вилинский. В отличие от торговых сетей, частные предприниматели смогут брать товар по предоплате и самостоятельно минимизировать риски от скачков валют на себя, оперативно изменяя цену на товар в зависимости от курса. Комментарий директора аналитического департамента финансово-аналитической группы "Pro-consulting" Александра Соколова: Конкурентоспособность импорта в результате изменения валютного курса уже пострадала. Продукты питания и напитки зарубежного производства продавались дороже и раньше, однако теперь разница между ценами на них и на отечественные аналоги стала слишком большой. Особенно четко это проявилось в среднем и нижнем ценовых сегментах. Немного лучше ситуация обстоит в премиум-сегменте, но для потребителей этой категории товаров цена никогда и не являлась основополагающим фактором выбора. Из-за плохой реализации продукции низкого и среднего ценовых сегментов поставщики импорта перестают отгружать товар сетям. Чтобы не допустить опустевших полок, сети будут максимально стараться заменить импортные товары продукцией под собственными торговыми марками, часть из которых также производится за рубежом. Экономический кризис способствует увеличению доли товаров private label в различных категориях у продуктовых ретейлеров.
Date of placement: 11.02.2009
next

Other news

Contact us