1260

Our compatriots became drink more - comments by Alexander Sokolov, Head of Analytical department, Pro-Consulting. "Economic News"

По данным Госкомстата, за январь-май нынешнего года производство водки и других горячительных напитков в Украине увеличилось на 13,6% — до 13 млн. дал. В прошлом же году результаты работы отрасли были удручающие — в сравнении с 2010 г. выпуск крепкого спиртного уменьшился на 21,5%, до 33,247 млн. дал. 
Как отметил в интервью «i» директор аналитического департамента компании Pro-Consulting Александр Соколов, несмотря на ощутимый рост внутреннего производства, не теряли темп и импортеры крепких напитков. По данным экспертов из Pro-Consulting, поставки из-за рубежа на отечественный рынок также значительно выросли. Если в январе-марте минувшего года в Украину было ввезено 216,1 тыс. дал, то за тот же период текущего этот показатель увеличился на 90,6% — почти до 412 тыс. дал. «Одной из основных причин роста производства и импорта водки является проведение чемпионата Евро-2012»,— считает Александр Соколов.
Производители не растерялись. Львовский ликеро-водочный завод «Гетьман» (ТМ «Мороша», Global Spirits) увеличил мощности в два раза — до 25 тыс. бутылок в час. Причем на полную мощность завод выведет производство к осени. Как отмечают в компании, установленная на предприятии современная итальянская линия — робот с сенсорным управлением — не имеет аналогов в Украине. Общие инвестиции в проект составили более EUR2 млн.
«Мы завершили более чем двухлетний период переоборудования и модернизации мощностей»,— отметил совладелец ЛВЗ «Гетьман» Олег Баляш. По словам управляющего брендом «Мороша» Андрея Матузко, за восемь месяцев с начала выпуска экобренд завоевал почти 15% рынка. До конца текущего года компания планирует увеличить этот показатель до 20%. Неплохо идут дела и у крымских производителей. «За пять месяцев 2012 г. производство Крымской водочной компании выросло на 10,1% по сравнению с аналогичным периодом 2011 г. Логично, что за счет падения нелегального рынка водки у легальных производителей, которые платят акцизный сбор, появляется больше возможностей для производства и продажи своей продукции»,— говорит генеральный директор «Крымской водочной компании» Джонотан Вейл.
Но далеко не у всех брендов такое удачное положение на рынке. Так, по данным аудита розничной торговли категории «водка» компании RTRI, если сравнивать продажи в литрах за два последних шестимесячных периода (MAT11: A/M10 — F/M11; MAT12: A/M11 — F/M12), то ухудшились позиции «Хлебного дара», «Цельсия», «Хортицы», «Нашей марки», «Хуторка» и «Приватной коллекции».
Как отмечает Джонатан Вейл, с начала текущего года производство легальной водки выросло, но в мае снова начал увеличиваться выпуск нелегальной продукции. По данным аналитиков, объем теневого рынка водки Украины в 2011 г. оценивался на уровне 15-40%. При этом в связи с увеличением минимальных розничных цен (МРЦ) на продукцию алкогольный рынок становится менее привлекательным для теневиков, что способствует снижению объемов контрафактной продукции. Стоимость водки выросла для потребителя в среднем на 5-7 грн. за бутылку 0,5 л, и покупатель уже смирился с новыми ценами, частично перейдя на коньяки. Однако цветущие показатели нынешнего года могут завянуть, если уровень МРЦ будет пересмотрен.
«Уже в этом году Кабмин инициирует повышение МРЦ на водку. Так, проектом предусматривается рост оптовой цены за бутылку водки 0,5 л на 19,2%, или на 3,4 грн. — до 21,1 грн., а розничной цены — на 16,86%, или на 4,4 грн. — до 30,5 грн. за бутылку 0,5 л»,— говорит Александр Соколов. По его словам, такая ситуация может повлечь за собой негативные настроения не только со стороны потребителей алкогольного напитка, но и со стороны производителей, так как от такого подорожания выиграют лишь немногие крупные бренды.
«Украинский рынок водки сложный и непредсказуемый. Его объем практически не изменяется, но ввиду достаточной регулированности в постоянном объеме рынка происходят резкие скачки нелегальной составляющей и, как следствие, падение легального сектора. Такая ситуация может резко измениться благодаря вмешательству правительства, чтобы опять через некоторое время повториться — это основная особенность отрасли, которая проходит нелегкий путь становления»,— констатирует коммерческий директор компании Nemiroff Сергей Блескун.
next

Other news

Contact us