1466

Фаст-фуд по-украински: тренды развития отрасли - автор Екатерина Платонова, ведущий аналитик Аналитического департамента компании Pro-Consulting. Информационный портал UBR.ua


Платонова Екатерина, ведущий аналитик отдела анализа рынков Аналитического департамента компании Pro-Consulting, специально для UBR.UA 

Емкость рынка фаст-фуда Украины выросла за последние 2 года с 565 до 685 млн. долларов. Также напомним, что в 2008 году рынок достиг максимального значения в 725 млн. долларов, но много потерял в своей стоимости в кризисный 2009 год. Одной из основных причин роста емкости рынка фаст-фуд в Украине является рост инфляции. Многие сети просто увеличили цены на продукцию, тем самым вырос и показатель среднего чека. 

Емкость рынка фаст-фуда Украины в 2009-11 годах в стоимостном выражении, млн. USD
ffood116042013.jpg
Источник: данные операторов рынка, оценка Pro-consulting 

Весь рынок общественного питания Украины подразделяется на 2 основные сегмента, которые остаются практически неизменными в последние несколько лет. На интересующую нас долю заведений быстрого питания приходится около 20% рынка общепита. Остальные 80% рынка – рестораны. 

Сегментация рынка общественного питания Украины в 2011 году, %
ffood2216042013.JPG
Источник: данные операторов рынка 

Число заведений превысило 500, тогда как в 2009 году их было 450. Наибольший рост своих заведений и доли рынка показал лидер – «Пицца Челентано». McDonald's и «Пузата Хата» в целом сохранили свои доли на рынке. «Пузата Хата» смогла выйти на 3-е место, в основном из-за снижения число ресторанов ТМ «Картопляна Хата». 

Из новичков рынка мы отметим сети BurgerCLUB и McFoxy, которые начали работать в кризис и за 3 года вошли в Топ-10 предприятий отрасли. Благодаря своей активной франчайзинговой политике, BurgerCLUB оказалось сразу на 5-м месте. Ведущую десятку покинули операторы «Мак Смак», «Швидко» и Mister Snack. Больше всех из закрытых ресторанов приходится на ТМ «Мак Смак». 
Конкуренция в сегменте фастфуда сейчас остро ощутима лишь в Киеве и городах-миллионниках. Регионы пока мало освоены, что даёт дополнительные шансы новичкам. При этом около 20% рынка в городах – небрендированные фастфуды: палатки, торгующие шаурмой и ход-догами, чебуречные и пирожковые. Их место легко смогут занять новые игроки. К тому же на украинском рынке работает только один крупный зарубежный игрок – американская сеть McDonald’s, пришедшая в страну в 1997 году. На рынке уверены, что появление новых сетей ощутят на себе как украинские операторы, так и американский гигант фастфуда. 

Рассматривая цены на рынке быстрого питания, стоит отметить, что наибольший уровень цен среди анализируемых конкурентов у «Сбарро» и «Здоровеньки Були». Также достаточно высокие цены в заведениях «Домашняя кухня» и «Трали Вали». Среди остальных разница в среднем чеке не таки велика. 

По посещаемости ресторанов лидируют «Пицца Челентано», McDonald's и «Пузата хата», у которых наибольшие помещения ресторанов. Что касается потребительских предпочтений, то рынок быстрого питания Украины целесообразно рассматривать в разрезе типов заведений и кухни и целевой аудиторий потребителей. Так, основным потребителем услуг является преимущественно молодая (до 25 лет) и зрелая (25-45 лет) аудитория, а типы заведения распределяются в зависимости от кухни (украинская, японская, домашняя, немецкая, итальянская и др.). 

Очевидно, что от темпов роста занятости населения, а также от уровня их доходов, зависит уровень и частота потребления услуги. Так, рост занятости населения влияет на нехватку времени для приготовления пищи в домашних условиях, что, несомненно, повышает частоту посещений заведений быстрого питания. А рост доходов населения, учитывая то, что целевой аудиторией являются люди со средним уровнем доходов и уровнем ниже среднего, также имеет положительное влияние на рост потребления. 

Частота потребления фаст-фудов в 2011 г., в сравнении с кризисным 2009 г. несколько изменилась. Так, увеличилась доля потребителей, которые практически ежедневно потребляют фаст-фуды (8%), которые потребляют фаст-фуды несколько раз в неделю (24%) и 2-3 раза в месяц (41%). Рассматривая предпочтения потребителей на рынке в первую очередь важно проанализировать критерии, которые влияют на выбор того или иного заведения быстрого питания. Требования потребителей к операторам рынка связаны, прежде всего, с уровнем качества кухни, с ее разнообразием и типом. 

Стоит отметить, что потребители на рынке являются лояльными по отношению к определенным заведениям и брендам. Так, более 50% отдают предпочтения заведениям одного бренда. Но так как решение о посещении фаст-фуда у потребителя возникает спонтанно, то актуальными являются заведения, которые характеризуются территориальной близостью друг к другу. Так, клиент, не найдя желаемого в одном заведении, может обратиться во второе или третье и найти там то, что его устроит. 

Ознакомиться с полным описанием и структурой исследования Вы можете, пройдя по следующей ссылке: Анализ рынка быстрого питания Украины
Date of placement: 16.04.2013
next

Other news

Contact us