В отчете представлены аналитические сведения по рынку телевидения России по итогу 2016 года. Рассмотрено: итоги реализации Федеральной целевой программы, развитие законодательства и регулирования, ключевые события года по ТВ рынку, региональное телевидение, показатели российской аудитории, общие тенденции в потреблении ТВ контента, тенденции телевизионного эфира, экономика телевидения.
В обзоре представлена информация по рынку спутникового телевидения России по итогам 2016 года. Рассматривается следующее: число российских компаний спутникового телевидения, которые вошли в рейтинг топ-20 телекоммуникационных компаний по результатам 2016 года, выручка компаний спутникового ТВ России по итогам года.
"Ростелеком" может пересмотреть параметры сделки по покупке оператора спутникового телевидения "Орион Экспресс" (оказывает услуги под брендами "Восточный экспресс" и "Континент"). Изначально "Ростелеком" планировал приобрести не более 10% компании за $4 млн с опционом и довести свою долю до 100% в течение трех лет. Сейчас госоператора интересует контрольный пакет, но такие условия пока не устраивают акционеров "Орион Экспресса".
Среди всех видов услуг публичной радиосвязи, не связанных с сотовыми коммуникациями, дороже всего обходится бюджетной системе содержание телевидения, но спутниковая связь, услуги которой официально предоставляются лишь юрлицам, стремительно догоняет телевещание по себестоимости — это следует из очередной публикации Росстата, посвященной российским телекоммуникациям. Всего на телекоммуникационные услуги за пределами мобильной связи в 2009 году население РФ и юрлица потратили 47,9 млрд руб.— это на 0,1 млрд руб. меньше, чем в 2008 году, но на 75% больше, чем в 2005 году.
Входящий в холдинг «СТС Медиа» телеканал ДТВ продемонстрировал в третьем квартале падение выручки на 4%, до 306,9 млн руб., тогда как весь телерекламный рынок за этот же период вырос на 24%. Ставка на оригинальный сериальный продукт оказалась для ДТВ неэффективной, признал менеджмент «СТС Медиа».
По данным экспертов, наиболее востребованными тематиками пользовательского интернет-видеоконтента в российском сегменте стали юмор и развлечения (20%), анимация (17%), спорт (14%) и телевизионные шоу (10%). Причем помимо профессионального продукта это касается и пользовательского видеоконтента, в том числе самопальных записей телепрограмм с телетюнера, либо другими средствами записи. Озвучиваются даже конкретные цифры: к примеру, среднегодовые темпы роста (CAGR) пользовательского контента в социальных сетях (как наиболее доступных персонифицированных видеохостингах) составят от 50% до 200% ежегодно в зависимости от популярности того или иного ресурса. С учетом увеличения аудитории аудио- и видеоконтента в рунете в среднем на 33-40% ежегодно, до 2013 года ожидаются темпы роста видеоконтента свыше 200% - в немалой степени благодаря увеличению доходов онлайн-порталов от интернет-рекламы.
В 2008 году абонентская база цифрового платного ТВ составила 4,1 млн. домохозяйств или 34% от общероссийской базы платного телевидения. По итогам 2008 года проникновение цифрового платного телевидения в Российской Федерации составило 8%. Что касается основной аудитории цифрового платного ТВ в России, то, согласно данным исследования соотношение мужчин и женщин среди потребителей данной услуги составляют 52% к 48%. Основную часть абонентов цифрового платного телевидения составляют граждане от 18 до 40 лет. Причём более других интерес к нему проявляют жители страны в возрасте от 21 до 25 лет (21%) и с 26 до 30-ти (20%) в силу наибольшей восприимчивости к различным техническим нововведениям.
В 2008 году услугами платного телевидения в России воспользовались порядка 11,8 млн. абонентов. Проникновение услуги платного ТВ составило примерно 28% от городских домохозяйств. По сравнению с показателями 2007 года абонентская база потребителей услуг платного телевидения в России выросла на 37,5%. Рост доходов при этом составил лишь 5%. Таким образом, на начало 2009 года объем рынка платного ТВ в России достиг уровня в $780 млн. Снижению темпов прироста прибыльности данной технологии в нашей стране способствовал ряд факторов. Одним из основных называется экономия россиян в условиях кризиса, когда многие семьи либо вовсе отказались от услуги платного телевидения, либо начали выбирать более дешевые тарифные пакеты.
Уходящий год стал годом рождения телевидения высокой четкости в России. Вещание в формате ТВЧ появилось во всех основных видах распространения телевизионного контента. У кабельных операторов ТВЧ-программы начали демонстрировать такие компании, как «Акадо» и «Национальные коммуникации». ТВЧ-сигнал стали передавать и крупные операторы IP-телевидения — «Стрим» и«Корбина Телеком». Из спутниковых операторов вещание телепрограмм в формате ТВЧ активно развивает «НТВ-Плюс», а также специализирующийся исключительно на телевидении высокой четкости оператор «Платформа HD».
Данные проекта TV Index Plus компании «TNS Россия» свидетельствуют о перестановке сил на рынке специализированных каналов. Сразу два телеканала из второй десятки — Ru.TV и «Охота и рыбалка» — попали в топ-10 каналов по среднемесячному охвату аудитории. Ежегодно в России появляется около 35 новых специализированных телеканалов, многие новички развиваются очень быстрыми темпами. Ru.TV — видеоверсия «Русского радио» — использует в своем эфире композиции только на русском языке. Канал начал вещание в конце 2006 года, в мае—июле 2007 года занимал тридцатое место по величине среднемесячного охвата российской аудитории в возрасте 4+, в аналогичный период 2008 года — уже шестнадцатое. А в сентябре—октябре текущего года телеканал поднялся на седьмую строчку по данному показателю: хотя бы раз в месяц на него включалось 7,3% российского населения в возрасте 4+.
В России интенсивно развивается рынок платного телевидения, а аудитория радиостанций не становится меньше. Однако, несмотря на позитивные прогнозы, отмечается, что Россия, как и другие страны БРИК, еще числится в отстающих на глобальном медийном рынке. Согласно данным, на сегодняшний день наибольшей популярностью в нашей стране продолжает пользоваться аналоговое телевидение.
Телеканал РЕН ТВ и телекомпания BBC Worldwide подписали соглашение о производстве локальной версии известного телешоу для автолюбителей Top Gear. С 15 ноября стартуют свежие переводные британские программы, а во второй половине сезона, ориентировочно с февраля, будет запущена российская версия передачи, где большинство контента станет отечественным.
В 2007 г. крупнейший кабельный оператор США Comcast заплатил $200 млн за онлайновый сервис по продаже билетов в кино Fandango.com. Этот сайт похож на российскую Afisha.ru: на нем также можно купить билеты в кинотеатр, прочесть рецензию на фильм и написать собственную, почитать новости о будущих премьерах и интервью знаменитостей. Месячная аудитория сервиса — 6,3 млн посетителей. На базе Fandango Comcast запустил портал Fancast.com куда с большими возможностями. На нем можно не только покупать в «одном окне» билеты в кино или на спортивные состязания, DVD и цифровые видеоролики, но и создавать социальные сети, чтобы делиться с друзьями комментариями по поводу просмотренных передач, планами и т. п.
Таких грандиозных сделок на российском рынке кабельного телевидения еще не было. Купив в прошлом месяце за $1,5 млрд компанию Сулеймана Керимова «Национальные телекоммуникации» (НТК), холдинг «Национальная медиагруппа» сразу захватил почти треть кабельного рынка страны. Холдинг, главным акционером которого является подконтрольный Юрию Ковальчуку банк «Россия», и сам возник недавно, в феврале этого года, и до своего нынешнего приобретения владел лишь убыточным «Петербург-Пятый канал» и самоокупаемым РЕН ТВ. Но на их покупку было потрачено менее $200 млн. Теперь же счет пошел на миллиарды.