В данном материале представлены аналитические сведения по рынку чая России по итогам мая 2016 года. Рассмотрено: состояние и общие тенденции рынка, помесячная динамика производства чая в России за 2015/16 гг., основные производители чая в стране, география производства, краткие прогнозы по дальнейшему развитию рынка.
В обзоре представлены аналитические сведения по рынку чая России по состоянию на 2016 год, рассмотрено: состояние и основные тенденции рынка, динамика потребления чая с 2001 года, объемы производства чая в России в 2015 и 2014 гг., динамика импорта чая в Россию с 2001-2015 гг., структура импорта чая в разрезе стран-поставщиков за 2014/15 гг., динамика импорта чая в Россию в разрезе черного и зеленого чая с января 2012 года, динамика средних цен на чай, сравнение с мировыми котировками.
Стремление потребителей к экономии времени и удобству потребления способствует росту продаж чая в пакетиках. Этот сегмент по-прежнему остается наиболее быстрорастущим на рынке. За период с августа 2008-го по июль 2009 года в натуральном выражении на долю пакетированного чая пришлось 49,9% рынка, а на долю фасованного листового – 43,3%. Для сравнения, в период с августа 2007-го по июль 2008 года аналогичные показатели составили соответственно 46 и 45,6%. Рост пакетированного чая происходит за счет сокращения доли фасованного – рассыпного – чая, продажи которого постоянно снижаются. Сокращение продаж фасованного чая в свою очередь обусловлено падением продаж в сегменте фасованного гранулированного чая. Так, в период с августа 2008-го по июль 2009 года доля гранулированного чая в натуральном выражении составила
Мнение экспертов о рынке чая сводится к тому, что его ежегодный рост не сможет превысить показателя в 2-5%. Однако мировой рынок диктует свои условия, вызывая значительные изменения в ценовой политике чайной продукции. В результате этого розничная цена продукта может увеличиваться в течение одного года, тем самым изменяя в денежном выражении показатели рынка на 25% и более. Поэтому установка мировых цен зависит от экономического положения поставщиков разных стран. По имеющимся на сегодняшний день прогнозам можно сделать вывод, что сдержанный рост рынка чая и ежегодный рост розничных цен в пределах 10% увеличат продажи чайной продукции на $ 3 млрд. за период 2010-2015 гг. при фиксированном обменном курсе 2010 года. По данным исследований 5-летней давности, подобная ситуация уже имела место, когда рост рынка на
В импорте 16% приходится на чай упаковкой нетто - массой не более 3 кг и 84% на чай, фактически используемый как сырье. В России же производство чая в упаковках массой не более 3 кг в 2010 году по данным Росстата составило 97,8 тыс. тонн. Что касается экспорта, то его объемы значительно ниже, и при этом 59% от общего объема экспорта за 2010 год приходится на пакетированный черный чай. Компания Unilever в прошедшем году выступила ведущим производителем в экспорте чая с долей в 60%. Основной объем экспорта российского чая приходится на страны СНГ, в частности Украину, Казахстан и Молдову – 84%. Помимо компании Unilever в экспорте российского чая также представлены и другие ведущие производители страны:
Несмотря на кризисные процессы в стране рынок чая продолжает развиваться и является одним из самых стабильных. К такому выводу пришли эксперты аналитического отдела ИА «КредИнформ Северо-Запад», проведя маркетинговое исследование «Рынок чая в России: состояние и тенденции его развития».Собственное производство чая в России в настоящее время крайне незначительно. При этом более чем 95% потребляемого в РФ чая импортируется и фасуется на российских производственных предприятиях.
Чай для российских потребителей остается наиболее популярным напитком. Растворимый кофе занимает почетное второе место, однако надо сказать, что интерес к этому напитку со стороны российских потребителей также не ослабевает. Интересно, что структура потребительских предпочтений россиян довольно сильно отличается от того, что наблюдается у наших соседей – в странах Центральной и Восточной Европы. Ближе всего к нам польские потребители, которые тоже предпочитают чай всем остальным напиткам, хотя благосклонно относятся и к кофе. А вот потребители в Румынии, Болгарии, Венгрии и Сербии явно отдают предпочтение кофе – зерновому и молотому. Стоит также отметить, что в потребительской корзине россиян растворимый кофе, наряду с чаем, занимает гораздо большее место, чем у потребителей в других странах.
Объем российского рынка чая в последние несколько лет практически не меняется, тем не менее игроки считают рынок динамично растущим. Динамика обусловлена ростом цен на чайное сырье, развитием премиального сегмента и нишевых продуктов – специальных и нетрадиционных чаев, а также активным ростом пакетированного чая. Традиционный черный чай по-прежнему остается самым крупным сегментом рынка, но доля его снижается.