В данном материале представлена аналитическая информация по рынку судостроения России, рассмотрено: состояние и тенденции развития судостроения в стране, направления развития и общие проблемы отрасли, программы по его развития и перспективные направления.

Минобороны подписало крупный контракт с "Северной верфью", подконтрольной Объединенной промышленной корпорации Сергея Пугачева, на 13 фрегатов и корветов — в целом на 160 млрд руб. Новый заказ может увеличить стоимость предприятия, которое продается в рамках банкротства Международного промышленного банка. Однако у нового собственника могут возникнуть проблемы с контрактами, если они заключены в текущих ценах.

Объединенная судостроительная корпорация (ОСК) добилась срыва конкурса ФГУП "Росморпорт" на закупку ледокола стоимостью $260 млн. Заявка корпорации была самой слабой, и ОСК не захотела отдавать победу Балтзаводу или Nordic Yards. Срыв конкурса, впрочем, невыгоден и самой ОСК, которая обещала загрузить заказами на ледоколы СП с STX в Финляндии. До пятницы ФГУП "Росморпорт" должно было подвести итоги конкурса на строительство дизель-электрического ледокола мощностью 25 МВт.

Государственная Объединенная судостроительная корпорация (ОСК) договорилась с STX Europe о создании СП для строительства судов арктического класса, в которое войдут финские верфи. В результате ОСК может отказаться от покупки одного из активов Межпромбанка — Балтзавода, который находится в залоге у ЦБ и должен быть продан. Но, кроме корпорации, претендентов на завод нет, и эксперты считают, что государство все равно навяжет сделку ОСК.

На прошлой неделе очередной украинский судостроительный актив перешел в руки россиян. Так, Антимонопольный комитет разрешил швейцарской Avangard Shipyards International AG купить более 50% акции судостроительного завода «Лиман». На данный момент основным видом деятельности николаевского предприятия является строительство яхт. Этот бизнес является более рентабельным по сравнению с традиционным судоремонтом. Кроме того, мощности «Лимана» позволяют спускать на воду лоцманские суда, патрульные катера, рыболовецкие суда, а также понтонные сооружения.

Если с военным судостроением у нас в стране как было относительно неплохо, так и есть, то с гражданским все обстоит совершенно по-другому. "Россия сегодня значительно отстает по технологиям. …Мы работаем со стальным листом, имеющим размер в два раза меньше того, с чем работают ведущие зарубежные верфи. Наши металлурги таких (подобных европейским) форматов листа не производят. Поэтому у нас получается сварных швов в 2,5 - 3 раза больше и на 50-60% выше трудоемкость", - отметил директор Департамента оборонно-промышленного комплекса Минпромэнерго России Юрий Коптев. Из его слов ясно видно, что для гражданского судостроения сегодня актуальна не столько проблема отставания отечественных судостроителей в области современных технологий, сколько нехватка качественной судостроительной стали.

Весна-2007 оказалась на редкость красна для гражданского судостроения в России - на высшем уровне заговорили о его деградации. С начала года президент Владимир Путин не раз отметил, что за последние 10 лет почти 90% новых судов построены зарубежными фирмами, и далее тема перекочевала в компетенцию первого вице-премьера Сергея Иванова, курирующего проект по созданию Объединенной судостроительной корпорации (ОСК). Россия намерена вернуться на рынок гражданского судостроения, следует из рапортов назначенного руководителем ОСК советника президента по военно-промышленной политике Александра Бурутина. По его словам, особое внимание будет уделяться строительству новейших судов для освоения шельфа (так называемому офшорному судостроению), для рыбопромыслового флота, а также разработке нового поколения судов типа река-море.

У российских, в том числе поволжских, корабелов появился шанс выйти из кризиса на рынке гражданского судостроения. Однако реализация затеянного зависит от расторопности российских чиновников. А те пока не спешат. В середине июля этого года в Санкт-Петербурге должно быть официально зарегистрировано ОАО «Объединенная судостроительная корпорация» (ОСК), 100% акций которого будут находиться в федеральной собственности. Указ о создании ОСК президент РФ Владимир Путин подписал 22 марта 2007 года, дав тем самым старт проекту стоимостью в сотни миллиардов рублей. По замыслу Кремля, корпорация возьмет на себя весь цикл производства военных кораблей и гражданских судов, начиная от их разработки и проектирования и заканчивая поставками, гарантийным и сервисным обслуживанием, ремонтом и утилизацией. Для этого в ОСК и три ее дочерних территориальных субхолдинга (Западный, Северный и Дальневосточный центры судостроения и ремонта) должны войти все отечественные судостроительные верфи, отраслевые институты и конструкторские бюро, где есть доля государства.

Устойчивый спрос на речные суда появится после восстановления инфраструктуры судоходных путей и начала разработки месторождений Сибири. Пока большинство речных верфей выживает случайными заказами. Российские речные судостроительные предприятия находятся в значительно более тяжелом положении, нежели их отечественные коллеги, занятые производством морской техники, а также выпуском судов «река-море». Если речники перебиваются случайными заказами на ремонт и строительство судов, то изготовители морской продукции в среднем загружены новостроем на 30-40%, а верфи, выпускающие суда типа «река-море», – более чем на 70%. Спрос на продукцию речников низок по двум причинам. Во-первых, речные пароходства не инвестируют в постройку судов из-за высоких рисков, связанных с ухудшением гидротехнических сооружений и судоходных путей. Во-вторых, российские банки и лизинговые компании избегают участвовать в реновации речного флота, так как сроки окупаемости таких вложений достаточно велики (10-15 лет).

Россия по объему внешней торговли морем занимает 5-е место в Европе и входит в десятку ведущих стран мира. Но при этом у страны есть целый ряд проблем, связанных с морским флотом и инфраструктурой. В советские времена рост объемов перевозок внешнеторговых грузов сопровождался соответствующим ростом тоннажа. Сегодня в РФ в отличие от мирового флота такой тенденции нет. Собственным морским флотом Россия сейчас обеспечивает лишь 4% объема внешнеторговых морских перевозок. И одна из важнейших задач сегодня — создание условий для перехода отечественного флота под российские флаги.

В соответствии со Стратегией в ближайшее время судостроительную отрасль ожидают серьезные структурные преобразования. В первую очередь речь идет об ОАО «Объединенная судостроительная корпорация» (ОСК), указ о создании которого был подписан президентом Владимиром Путиным в конце марта нынешнего года. В ОСК должны войти все отраслевые КБ и предприятия, находящееся в госсобственности, в смешанной собственности с преобладанием государственной доли, а впоследствии не исключается участие и частных компаний. Разумеется, главная декларируемая задача грядущей консолидации - оптимизация и повышение эффективности отрасли. Чего только стоит тот факт, что в настоящее время чуть ли не каждое судостроительное предприятие в России имеет свое КБ, собственные ремонтные и другие вспомогательные службы. И при этом судостроительные мощности загружены лишь на 40%.

Российских рыбаков вернут на отечественные суда. Министр промышленности и энергетики Виктор Христенко, выступая вчера на правительственном часе в Госдуме, высказался по этому поводу категорично: "Ловишь рыбу в наших водах, будь любезен, - на нашем судне, а не на поддержанном иностранном, которое через четыре года утонуло, и концы в воду". Глава Минпромэнерго в последнее время стал пользоваться у депутатов Госдумы даже большей популярностью, чем некогда министр здравоохранения и социального развития Михаил Зурабов. В октябре Христенко был приглашен на Охотный Ряд с рассказом о ситуации в авиационной промышленности, в декабре он проинформировал думцев о ходе реформы электроэнергетики. Темой вчерашнего правительственного часа были основные направления промышленной политики России и ее реализация в судостроительной отрасли. Однако депутаты спрашивали с министра по полной программе - и за чужестранные самолеты second hand, и за контрафактные провода и запчасти, и за хроническое отставание в автомобилестроении, и за плачевное состояние дальневосточных судоремонтных заводов, которые не выдержали конкуренции с китайскими предприятиями, и за постоянный страх россиян перед отключением электричества.

У российских кораблестроителей праздник. Чиновники впервые за последние 15 лет решили взяться за эту отрасль и создали Объединенную судостроительную корпорацию (ОСК), в которой будут объединены все государственные верфи. Уже розданы обещания по поводу миллиардных инвестиций, составлены планы развития отечественного флота и определены первоочередные шаги на пути к подъему российского кораблестроения, которое сейчас недотягивает даже до уровня Вьетнама. Новая инициатива окажется, безусловно, положительной, если чиновники действительно преследуют заявленные цели. Их декларация в ближайшем будущем еще успеет всем надоесть – как и любая другая идея правительства, она будет постоянно освещаться на центральном телевидении и на страницах лояльных государству изданий. Уже сейчас инициативы правительства сильно напоминают не санацию судостроительной отрасли, а предвыборный PR первого вице-премьера Сергея Иванова, который будет курировать ОСК.

Похоже, что 2007 год станет далеко не самым удачным для судостроительных заводов Северо-Запада России. Сейчас практически ни одна верфь не может похвастаться новыми масштабными экспортными или внутренними заказами, как на рынке коммерческих судов, так и в секторе военного кораблестроения. Исключение только одно — калининградский государственный завод «Янтарь». Ему удалось обыграть петербургскую «Северную верфь» в конкурсе на строительство трех фрегатов проекта 11 356 для военно-морских сил Индии, суммарная стоимость которых, по экспертным оценкам, может достигать и даже превышать $1,5 млрд. Первый из них уже начали строить в декабре 2006 года. В остальном северо-западные судостроители серьезными коммерческими победами пока не блещут.

Достижение стратегических целей социально-экономического развития страны все больше зависит от своевременных перемен в базовых отраслях российской промышленности. Современная промышленная политика – это система активных мер со стороны государства, которые влияют на конкурентоспособность десятков тысяч отечественных предприятий - как на внутреннем, так и на внешнем рынках. Государство должно поддерживать усилия предприятий, которые направлены на внедрение новых эффективных технологий и выпуск продукции с высокой степенью переработки. Необходима концентрация ресурсов на ряде направлений, где у России имеются реальные предпосылки для успешной конкуренции. Традиционно судостроительная отрасль обеспечивает интересы обороны и безопасности, морского и речного транспорта и других сфер экономики. Ее доля в общем объеме производства ОПК более 1/4, в экспорте военно-технической продукции – до 20-30%. Общее число занятых в отрасли, без учета контрагентских предприятий – около 200 тыс. человек.

Минпромэнерго России готовит стратегию развития отрасли, которая будет рассмотрена на заседании Правительства РФ осенью 2006 года. За январь-июль 2006 года объем промышленного производства в судостроительной промышленности снизился на 6,2%, в частности, производство гражданской продукции сократилось на 5,8%. Абсолютно логичной видится ставка на развитие внутреннего рынка гражданского судостроения, где в ближайшие десять лет будет расти спрос на суда и технические плавсредства для освоения уникальных месторождений нефти и газа на континентальном шельфе. Именно в сегменте флота, обеспечивающего запросы ТЭК, Россия всегда имела серьезные позиции. Освоение Арктики потребует создания широкой гаммы транспортных, обслуживающих и технических судов и плав сооружений, приспособленных для работы в тяжелых климатических условиях. Здесь главная задача - обеспечить размещение основного объема работ по созданию этой техники на российских предприятиях.

ОАО «Совкомфлот» и ФГУП «Адмиралтейские верфи» 17 мая подписали ряд контрактов на строительство судов. По оценке гендиректора «Совкомфлота» Сергея Франка, «это крупнейший судостроительный заказ на российских верфях», - сумма подписанных контрактов превышает $350 млн. При этом, по его словам, строительство необходимых «Совкомфлоту» двух арктических танкеров в силу особых технических требований сегодня в мире могут выполнить считанные единицы верфей. «Это очень сложные и уникальные суда», - подчеркнул Франк. «Адмиралтейские верфи» построят по заказу «Совкомфлота» два арктических танкера-челнока усиленного ледового класса дедвейтом по 70 тыс. тонн каждый для морской транспортировки нефти с месторождения При разломное (оператор проекта - ЗАО «Севморнефтегаз»), которая должна начаться в 2008 году. Предусматривается возможность работы судов без сопровождения ледокола во льдах толщиной 1,2 м. Длина танкера составит 257 м, ширина - 34 м, осадка - около 14 м.

Минпромэнерго РФ готовит стратегию развития отечественного судостроения, которая осенью 2006 года будет рассмотрена на заседании правительства. Вопрос, из какого числа холдингов будет состоять реструктуризированная отрасль, скорее всего, будет решаться после утверждения документа. Собственно, это далеко не первая попытка Минпромэнерго утвердить перспективный план развития отрасли. Достаточно сказать, что данная тема значилась в повестке заседания правительства 4 мая 2006 года. Но тогда системное решение принято не было, поскольку любой из прописанных на сегодня вариантов концепций ставит часть участников рынка в невыгодное положение.

Еще одна отрасль будет консолидирована под контролем государства. Согласование в Совбезе и президентской администрации прошел финальный вариант концепции реформы судостроения. Согласно документу консолидация отрасли должна проходить вокруг стопроцентно государственного Центра надводного кораблестроения. А его основной производственной площадкой суждено стать судостроительному заводу “Янтарь” (Калининградская область), который сегодня контролирует частный Межрегиональный инвестиционный банк (МИБ). В январе правительство приняло решение, показавшееся многим в отрасли парадоксальным. Один из крупнейших военных контрактов, будущий заказ от Индии на три фрегата общей стоимостью около $1,4 млрд. будет отдан на реализацию “Янтарю”, хотя фаворитом все считали петербургскую “Северную верфь”.

Совсем недавно оно было одним из самых мощных в мире, а по ряду направлений морской техники наша страна опережала ведущие морские державы. Однако за последние десять лет объем гражданского судостроения сократился более чем в 5 раз. Уровень использования мощностей на судостроительных предприятиях снизился до 20 -25%. Резкое сокращение объемов строительства гражданских судов в России не обеспечивает восполнение естественного старения отечественного флота. В 2002 году, по сравнению с ежегодными показателями прежних лет, почти в 10 раз сократилось число построенных морских транспортных судов, и более чем в три раза - число построенных судов речного и смешанного плавания.

Связаться с нами