Уже спустя три недели после официального старта продаж iPad в России планшеты Apple закончились в магазинах. Продавцы — сети "М.Видео", "Белый ветер — Цифровой", re:Store и Z-Store — надеются, что к новогодним праздникам, которые обеспечивают до 30% их выручки, они все-таки успеют получить новую партию. Побороться за новогодние бюджеты покупателей iPad намерен и крупнейший ритейлер бытовой техники и электроники "Эльдорадо": компания находится в финальной стадии переговоров с Apple.

Информационные системы в компаниях перестают просто собирать информацию. Новый виток эволюции — устройства, которые не только аккумулируют данные, но и анализируют их. В мире решения такого типа получили название «бизнес-аналитика» (Business Intelligence, BI). Сейчас BI-платформы приобретают все большую популярность. По итогам прошлого года общий объем мирового рынка BI-систем превысил 5,1 млрд долларов, что на 13% больше, чем годом ранее.

Отмечаемое торможение можно объяснить целым рядом факторов. Во-первых, уже несколько лет в России снижаются темпы роста ВВП. ИТ-индустрия, будучи сервисной отраслью экономики, лишь следует здесь за данной тенденцией. Во-вторых, модель рынка, когда предприятия строят свою ИТ-инфраструктуру с нуля, приемлемая на момент существования ярко выраженного отложенного спроса, практически исчерпала себя. Новых же, реальных стимулов для развития ИТ в России, в связи с доминированием неравных условий конкуренции, пока не появилось. В-третьих, избыток нефтедолларов дает возможность российским заказчикам вместо внедрения аутсорсинговых схем, повышающих конкурентоспособность предприятия (а значит, вместо инвестиций во внешние ИТ-услуги), увеличивать расходы на собственный ИТ-персонал и прочие статьи операционных затрат.

Розничная торговля бытовой электроникой замедляется, а продажи компьютеров растут, опережая прогнозы. На это и сделали ставку российские розничные сети, специализирующиеся на цифровой технике. От продаж компьютерной техники розничные торговцы в прошлом году получили меньше — $8,9 млрд. Зато компьютерный сегмент развивается быстрее: по данным ассоциации РАТЭК, сейчас он растет на уровне 20–25% в год, в то время как динамика продаж стиральных машин, холодильников и пылесосов раза в два ниже и будет снижаться в дальнейшем.

Доля телекоммуникационных заказов в проектах IT-компаний растет так же стремительно, как и общий оборот. Например, в "Классике" за 2006 г. доля таких проектов выросла втрое и составила 70% от оборота компании. В "Энвижн Групп" телекоммуникационный сегмент вырос вдвое и также занял большую часть оборота компании – 53%. И только у компании "Крок", которая работает с большим, чем у конкурентов, количеством сегментов рынка, доля телекоммуникационных проектов составила в обороте примерно пятую часть. "По сравнению с 2005 г. доля выросла на 2%", - добавили в компании.

Действительно, экономия, например, электроэнергии и тепла в «интеллектуальном здании» может оказаться ощутимой за счет внедрения даже элементарных электронных систем. Например, в коридорах можно поставить простые датчики движения, и свет здесь будет гореть не круглые сутки, а лишь тогда, когда в помещении появится человек. Много электроэнергии позволяет сэкономить автоматизация внешнего освещения — по команде электроники лампы могут загораться строго в то время, когда на улице стемнеет, а с рассветом освещение само же и выключится. Или можно настроить систему отопления таким образом, чтобы она понижала интенсивность по окончании рабочего дня, а, скажем, за час-два до его начала вновь включалась на полную мощность, чтобы к приходу сотрудников прогреть помещения.

О движении в сторону «от железа» свидетельствует и статистика по отдельным сегментам рынка. Так, по итогам ушедшего года внушительную динамику продемонстрировал сектор услуг. За год прирост здесь составил 41,5% против 19,5 в 2005 году. А доля сектора увеличилась с 32,6 до 37,7% (см. график 3 и график 4). Наибольший вклад в расширение этого сегмента внесли компании, специализирующиеся в системной интеграции и на услугах поддержки, включая аутсорсинг и консалтинг. За год объем их доходов увеличился на 61,5, 30 и 23,4% соответственно. (Например, такие компании, как «Открытые Технологии» и «Квазар-Микро», смогли увеличить выручку в направлении интеграции за год более чем в десять раз!).

В России наблюдается недостаток высокотехнологичных монстров. На долю крупных компаний-участниц рейтинга приходится всего 31% от общего объема выручки компаний, специализирующихся в разработке ПО. В то время как на средние – почти 55%. Причем темпы роста доходов последних за год в этом сегменте рынка значительно выше, чем у крупных компаний - 36,2% против 23%. Однако ни те, ни другие по отдельности не в состоянии полностью обслужить клиента. По мнению аналитиков агентства, выход из сложившейся ситуации – в концентрации, которая уже началась и станет определяющей тенденцией развития рынка ИТ в ближайшее время. Можно выделить два направления укрупнения компаний. Первая вертикальная: крупные универсальные компании объединяются с компаниями, обладающими определенными узкими компетенциями. Это либо разработчики ПО, либо консультанты. И вторая – горизонтальная, когда высокоинтеллектуальные или специализированные компании (например, те же программисты) объединяются между собой.

Pост экспорта из России ПО и услуг аутсорсинга растет на 20-30% в год. Российские компании, занимающиеся экспортом IT, преимущественно на него и ориентированы. Например, в 2006 году у 44% опрошенных компаний уже появились или будут собственные офисы продаж в США. В Германии, Австрии и Швейцарии — у 21% фирм. Кстати, в Юго-Восточной Азии у российских IT-компаний нет ни одного офиса продаж. Еще 35% заключили партнерские соглашения с фирмами из США, а 29% - в странах Скандинавии. С другой стороны, как показывает обзор «Руссофта», в 59% компаний работает меньше, чем 50 человек, а больше 500 человек работают только в 10% фирм.

Компании первой десятки в среднем растут теми же темпами, что и весь рынок — 34,6%. При этом 63%, по оценкам CNews Analytics, продемонстрировал «новичок» рейтинга — компания «Ситроникс» (в рейтинге учитывался оборот группы только по направлениям «Телекоммуникационные решения», «ИТ-решения» и «Микроэлектронные решения»). Первооткрыватель западных фондовых рынков среди российских ИТ-компаний растет в значительное мере за счет интегратора «Квазар-Микро» (8 место в рейтинге CNews100 в 2005 г.) и разработчика Strom Telecom. Впрочем, известно, что доходы группы по направлениям интеграции и телекоммуникаций до сих пор в значительной мере обеспечивают проекты внутри «родной» группы — АФК «Система».

Спрос обеспечивает получение инвестиций для расширения и модернизации производства и создания новых технологий. Новые технологии, в свою очередь, снижают стоимость и повышают потребительские качества продукции (здесь пример электроники и вычислительной техники является совершенно уникальным по своей динамике), в результате чего быстро растет круг пользователей и, соответственно, спрос, инвестиции и пр. Вследствие данного отставания в СССР не произошло плавного перехода от второго к новому этапу развития ИТ-отрасли, которое можно было наблюдать на Западе на десять лет раньше.

Сегментация рынка IT в Поволжье не сильно отличается от России в целом. Разработка ПО занимает на нем около 8% (что на 1% выше аналогичного показателя по стране). Это объясняется присутствием нескольких крупных игроков — таких как «Компания Телма Софт» (Нижний Новгород), «Прогноз» и «Группа Лоис» (Пермь). Причем данный сегмент имеет наибольший потенциал: об этом свидетельствуют не только цифры (42% роста за первое полугодие 2006 года по сравнению с первым полугодием 2005 года, что выше среднего показателя по IT-отрасли), но и высказывания участников исследования.

Крупные компании в России в последнее время делают серьезные вложения в область CRM, но не получают отдачи. Причина кроется в том, что CRM внедряется подчас самостоятельно, без привлечения профессиональных бизнес-консультантов. «Внедрение CRM — это не просто установка софта. В реальности это существенное изменение подходов к ведению бизнеса: то, что называется бизнес-консалтингом. Пока услуги такого рода воспринимаются как нечто малопонятное и дорогостоящее, в отличие от автоматизации бухгалтерии или склада. Поэтому задача вендоров и партнеров — обучать рынок и менять восприятие CRM в сторону большей доступности и очевидности результатов», — считает руководитель группы продвижения Microsoft Dynamics в России Владимир Егоров.

На рынке комплексных автоматизированных систем управления (ERP) присутствует порядка 50 игроков: около 40 отечественных разработчиков и с десяток западных. Появление еще одного, которому придется входить «с нуля», говорит о двух вещах. Во-первых, рынок ERP-систем хоть и высококонкурентный, но не насыщенный. Потребность в продуктах высока, поэтому новые игроки имеют шанс. Во-вторых, внедрение ERP-систем начал активно растущий средний бизнес (КУБ позиционируется как система, идеально подходящая для средних предприятий), хотя еще два-три года назад он об этом и не думал. Значит, сегмент ERP-систем для среднего бизнеса особенно перспективен.