В данном исследовании представлены отчетные сведения по рынку минеральных и питьевых вод России по итогам 2015 года. Рассмотрено: объемы продаж минеральных и питьевых вод в России за 2011/2015 гг., структура реализации по видам продаж, тенденции развития рынка минеральных вод страны.

Отчет содержит аналитические сведения по рынку минеральной воды России, рассматривается: темп роста выпуска минеральной воды в России за 2011-2014 год, объем выпуск аза 10 мес. 2015 г., темп его снижения по сравнению с АППГ, структура производства в региональном разрезе России, основные показатели внешнеэкономической деятельности России (объемы импорта/экспорта, основные страны-поставщики/покупатели), доля отечественной продукции в общей структуре рынка.

Исследование содержит данные по рынку питьевой воды России в 2014 году. А именно: число водохранилищ, расположенных на ее территории, удельный вес отечественных производителей питьевой и минеральной воды в общей структуре водного ассортимента, объем экспорта воды в отчетном году, страны-импортеры российской продукции, структура российского экспорта по получателям в 2014 году.

В обзоре представлена информация относительно российского рынка минеральной бутилированной воды. Рассматривается следующее: ситуация на рынке, основные тенденции, объемы потребления безалкогольных напитков в мире на душу населения, структура потребления бутилированной воды в России по видам, крупнейшие игроки на российском рынке бутилированной воды, каналы сбыта бутилированной воды в России.

Материал, представленный в данном обзоре. содержит информацию относительно российского рынка питьевой и минеральной воды, а именно: классификация минеральных вод, доля отечественных производителей минеральной воды, структура рынка минеральной воды в России, рейтинг наиболее популярных брендов на российском рынке минеральной воды.

Крупнейшим регионом по объему реализации безалкогольных напитков в 2010 году была Москва, где было продано продукции на 24,1 млрд рублей. Почти на 10 млрд рублей меньше показатель для Московской области. В тройку лидеров по обороту розничной торговли безалкогольными напитками в стоимостном выражении также вошел Краснодарский край. Снижение объемов реализации наблюдалось в 2010 году только в трех субъектах РФ – в Забайкальском крае, Республике Алтай и в Кабардино-Балкарии. В остальных регионах отмечалось увеличение продаж. Так, в Башкирии выручка выросла почти в 3,2 раза, а в Ленинградской области – в 2,8 раз. В среднем российский рынок минеральной и питьевой воды ежегодно растет на 14-15% в натуральном выражении. Исключением стал 2009 год, когда рынок просел на 4%. По расчетам аналитиков Intesco Research Group, в 2010 году объем рынка вновь показал положительную динамику и достиг показателя в 465,3 млн дкл. Темп прироста за год составил 15,5%, или 62 млн дкл. В первом полугодии 2011 года объем рынка вырос на

Минеральные воды оказались менее устойчивы колебаниям рынка напитков, чем питьевые. Если в целом рынок бутилированных вод просел до 4% в 2009 году, то продажи минеральных вод упа-ли на 18% в натуральном выражении, согласно данным «Мосвнешинформ». Ароматизированные воды растут практически с нуля, поэтому и темпы их роста впечатляют — почти 88% роста в нату-ральном выражении в 2009 году. Специалисты «Мосвнешинформ» прогнозируют сдержанный рост рынка бутилированных вод в 2010 году. Их оценки значительно меньше оценок других ана-литиков рынка — прогноз «Мосвнешинформ» 2,5% роста в натуральном выражении. Причем про-дажи минеральных вод по их данным продолжат снижаться и в 2010 году

На рынке питьевой и минеральной бутилированной воды, в отличие от большинства других потребительских рынков, импортные товары не занимают доминирующее положение. По итогам 2010 года доля импортной продукции составила всего 1,6%. В то же время российские производители, соответственно спросу, увеличивают производство продукции, ежегодно повышая показатели (исключением также является 2009 год). Также в производстве минеральной воды большую роль играет

За последние несколько лет наблюдается постепенное сокращение доли импортной минеральной и питьевой воды на российском рынке. По итогам 2009 года объем импорта в натуральном выражении сократился на 25,9%. При этом крупнейшим поставщиком минеральной воды на российский рынок является Франция. Экспорт минеральной воды по итогам 2009 года сократился на 26,1% в стоимостном выражении, а основными партнерами России по экспорту минеральной воды являются Азербайджан, Украина и Казахстан. В России значительная часть населения все еще не получает питьевой воды необходимого санитарно-гигиенического качества, и только 1% источников питьевого водоснабжения отвечает высшей категории качества, то есть не нуждается в водоподготовке. В свою очередь потребление бутилированной воды на человека в России

Оптимистичные прогнозы участников рынка относительно развития водной индустрии обусловлены положительной динамикой доходов граждан и развитием культуры потребления воды. В России ежегодно среднестатистический потребитель выпивает 15 л бутилированной воды, тогда как в Польше – 40, в Чехии – 50, а в Западной Европе в среднем 70 л. По оценкам экспертов отраслевого объединения, основными направлениями развития рынка в настоящее время являются негазированная и ароматизированная вода, а также минералка в упаковке со спорт-крышкой. При этом среди продавцов негазированной воды в больших ёмкостях наиболее востребованными становятся те, кто наряду с доставкой минералки предоставляет ряд дополнительных услуг, например

В число высокоэффективных предприятий, обеспечивших основной объем розлива воды в регионе (а это 74 % от общего объема розлива) вошли: ООО «Ессентукский завод минеральных вод на КМВ» в городе Ессентуки – 17,5 % от общего объема промышленного розлива в регионе; ООО «Элита-Минерал групп» в городе Железноводске – 14% от общего объема розлива; холдинг «Нарзан» в городе Кисловодске – 10,5 % от общего объема розлива; в городе Минеральные Воды и Минераловодском районе предприятия ЗАО «Кавминводы» – 20% от общего объема розлива и ЗАО «Водная компания «Старый источник» – 12 % от общего объема розлива. Повышение имиджа курортов КМВ и увеличение численности отдыхающих в нашем курортном регионе будут ежегодно увеличивать спрос на минеральные воды. У высокоэффективных предприятий розлива минеральной и питьевой воды есть реальные перспективы не только выживания в будущем, но и существенного улучшения хозяйственной и финансовой деятельности. А в будущем, по моему мнению, у нас в регионе будет всего порядка

Практически треть всего производства минеральной воды в России было сосредоточено в Южном ФО. Структура лидирующих позиций в 2009 г. не изменилась по сравнению с 2008, но распределение долей производства между ними теперь немного другое. Безусловным лидером в производстве минеральной и питьевой воды является Южный регион, доля его производства в 2009 г. составила 28,3%. Далее следует Центральный ФО, в котором производится 21,0% всего производства воды в России. Следует заметить, что производство в Центральном округе достаточно стабильно (наблюдается лишь несущественное увеличение на 0,3%). На 2,1% выросла доля производства в Приволжском ФО, укрепив его позиции на 3 месте. В Сибирском ФО доля в производстве снизилась на 0,6%. Уральский округ снизил долю в производстве с 8,4% до 7,2% в 2009 году. В Дальневосточном ФО в 2009 г. производилось 5% питьевой воды, что на 0,3% меньше, чем в 2008. В Северо-Западном ФО по сравнению с 2008 г. производство снизилось

На протяжении последних нескольких лет российский рынок минеральной и питьевой воды демонстрирует высокие и устойчивые темпы роста. Успех категории минеральной и питьевой воды связан с наблюдаемой в последнее время тенденцией смещения потребительских предпочтений в сторону напитков более полезных для здоровья, чем привычная газировка, а именно – минеральной воды и соков. В средствах массовой информации все чаще встречаются статьи и передачи, преподносящие вопрос потребления качественной природной воды как необходимое условие для долгой и здоровой жизни. Если раньше минеральную воду покупали в основном в целях утоления внезапной жажды, то в настоящее время ее все чаще выбирают в качестве основного напитка дома, на работе, при занятиях спортом, используют для приготовления пищи дома и на загородных участках. Объем российского рынка минеральной и питьевой воды в 2006 году оценивался в 297 млн дал (без учета «кулерной» воды для офисного и домашнего потребления), что более чем в 1,5 раза превысило показатель 2002 года. Он по-прежнему остается одним из самых динамично развивающихся сегментов индустрии безалкогольных напитков: ежегодные темпы прироста продаж стабилизировались на уровне 10-12% в год, и мы ожидаем, что и в ближайшие несколько лет они не будут снижаться.

Как стало известно, российский производитель питьевой воды «Висма» решил диверсифицировать бизнес, занявшись выпуском сладких газированных напитков. Уже до конца этого года в портфеле компании может появиться три новых продукта, одним из которых станет кола. В перспективе новая продукция может занять около 15% оборота компании. В «Висме» не скрывают желания конкурировать с основными производителями газированных напитков — Coca-Cola и PepsiCo. Конкурентным преимуществом россий­ской компании могут стать цены: свою газировку «Висма» планирует продавать с дисконтом 20% по отношению к маркам лидеров отрасли.

Хорошие перспективы производителей и продавцов бутилированной воды зависят не от конкуренции друг с другом, а от менталитета потребителей. За прошедший год пермский рынок продаж воды пережил первое слияние компаний, фирмы стали активнее интересоваться городами региона и даже выходить за его пределы, а вот обсуждаемый некоторое время назад приход в Прикамье в качестве производителей таких мировых брендов, как Bon Aqua и Aqua Minerale, так и не состоялся.

Последние годы на рынке безалкогольных напитков четко прослеживается тенденция к увеличению потребления полезных, функциональных напитков. С ростом благосостояния украинцы все больше внимания уделяют своему здоровью, стараясь употреблять в пищу здоровую и полезную продукцию. Этим и объясняется стремительное сокращение «доли в глотке» сладких газированных напитков, на фоне роста категорий более полезных бутилированных вод и соков.

Спрос на бутилированную воду в Европе и США неуклонно падает: из-за снижения доходов населения все больше людей опять пьют воду из-под крана. Российский рынок по-прежнему растет, правда, медленнее, чем в предыдущие годы — наступает эффект насыщения.

Рынок воды растёт в геометрической прогрессии. Появляется все больше желающих открыть бизнес по розливу и доставке бутилированной воды. Казалось бы, нужно радоваться, но, к сожалению, повода для ликования нет. Связано это, прежде всего, с тем, что в большинстве случаев новички, стремясь занять место под солнцем, начинают откровенный демпинг среди клиентов остальных продавцов. Доходит до того, что первые партии воды поставляются на предприятия бесплатно. Впрочем, такая политика не вызывает цепной реакции на рынке. Лидеры рынка при этом продолжают вести жесткую ценовую политику и снижают цены только при условии увеличения объемов закупок.

Рынок бутилированной воды в России динамично развивается. Кулерная вода - достаточно новый сегмент для отечественного питьевого рынка, но объём услуг, предоставляемых компаниями-поставщиками конечным потребителям, увеличивается, а их спектр постоянно расширяется. Темпы роста российского рынка бутилированной воды составляет около 13% ежегодно. Сегодня бутилированную воду покупают не только богатые люди, но и пенсионеры, средний класс. Пищевые предприятия так же являются потенциальными клиентами, но на данном этапе развития рынка ни одна из компаний не способна обеспечить их требуемыми объемами питьевой воды.

Снижение качества водопроводной воды является одним из основных факторов роста потребления питьевой воды, констатируют эксперты. Сегодня рынок питьевой и минеральной воды является одним из самых быстрорастущих потребительских рынков России. На его долю приходится по разным оценкам от 40 до 60% всего рынка безалкогольных напитков по объему. Прирост продаж минеральных вод в год по одним данным составляет 10-15%, по другим – 15-25% ежегодно. Такая ситуация объяснима: на фоне улучшения благосостояния населения и пропаганды здорового образа жизни потребительские предпочтения смещаются в сторону более "натуральных" альтернатив газированных напитков – к воде и сокам.