В данном материале представлена информация по рынку гофротары России по итогам января-мая 2017 года. Рассматривается следующее: общие тенденции по рынку, темп роста рынка гофроупаковки за последние 7 лет, доля экспорта и продукции внутреннего производства на рынке, структура импорта гофроупаковки в Россию в разрезе топ-3 стран.
Обзор содержит аналитическую информацию по рынку тарного картона России по итогу 1 полугодия 2017 года. Представлено: тенденции в производстве тарного картона в России, региональная структура российского производства тарного картона, доля внутреннего производства и импортной продукции на рынке, структура импорта тарного картона в Россию в 2016 году в разрезе основных стран-поставщиков.
В обзоре представлены аналитические отчетные сведения по рынку гофроупаковки России по итогу 2016 года. Рассмотрено: состояние и основные тенденции рынка, динамика производства гофропродукции в РФ в 2016 г., факторы восстановления рынка, динамика цен на гофропродукцию с января-декабрь 2016 г., динамика цен на товарные картоны, динамика выпуска тарных картонов (макулатурные и целлюлозные) с января-декабрь 2016 г., доля макулатурных и полуцеллюлозных картонов в общем объеме производства тарных картонов, мнения экспертов по рынку на 2017 год.
Обзор содержит информацию о рынке потребительской упаковки из картона хром-эрзац в России за 2016 год. Рассмотрено: объём и структура внутреннего производства, региональная структура производства, структура производителей упаковки по объёмам производства, структура импорта и экспорта.
С января по март 2012 года происходил прирост производства упаковки (ящики, коробки и пачки) из гофрированного и негофрированного картона. Так, в январе 2012 года было произведено 104 905 тонн, в феврале объём производства упаковки (ящики, коробки и пачки) из гофрированного и негофрированного картона вырос на 11%, в марте еще на 17%. Июнь завершился с ростом объемов производства на
В европейских странах рынок сбыта гофрокартона обычно находится в радиусе 300-400 км от места производства (в России этот показатель не больше 500 км). Западные производители гофрокартона на отечественном рынке чаще доминируют там, где есть спрос на более дорогую, технологичную упаковку, либо в тех районах, где они географически расположены близко к российским потребителям. Поставки тарного картона и гофрокартона в Россию составляют лишь 2-3% от внутреннего потребления. Согласно данным таможенной статистики, начиная с июля 2010 г. импорт тарного картона демонстрировал рост и к концу года составил 61,4 тыс. тонн. По данным ГК "Объединенные бумажные фабрики", основными поставщиками являются страны СНГ и Польша. В январе-феврале 2011 г. импорт тарного картона составлял около 17 тыс. тонн в месяц, однако уже в мае он снизился до 11 тыс. тонн. «ГОТЭК» прогнозировал, что по итогам года импорт тарного картона в Россию составит около 90 тыс.тонн. Что касается экспорта тарного картона, то по итогам 2010 г. Россия поставила в другие страны около 572 тыс. тонн продукции, и в 2011г. был заметен рост объемов:
Гофрокартон продукт объемный, но легкий, далеко его возить слишком накладно. В Европе стандартный рынок сбыта гофры — в радиусе 300–400 км от места производства. Даже в России, где на расстояния традиционно смотрят как на неизбежное зло, чтобы не обанкротиться, не переходят рубеж 500 км. Неудивительно, что по импорту в Россию сейчас ввозится лишь около 2,3% от внутреннего потребления. Абсолютным региональным лидером по объемам импортных поставок гофры является российский эксклав — Калининградская область (до 40% всего импорта), следующими в этом списке идут Тульская (до 22%) и Белгородская (7%) области. Западные производители доминируют либо там, где они расположены близко к российскому потребителю, либо там, где есть
В настоящее время загрузка мощностей гофропроизводителей, по нашим расчетам, составляет около 60%. Дозагрузка мощностей в регионах с их переизбытком может произойти лишь при условии роста общего количества заказов на гофротару! В регионах с недостатком мощностей - только за счет строительства новых производств. Но если в данный момент дефицит покрывается поставкой из другого региона, то после ввода собственных мощностей упадет производство у «соседей». Загрузка мощностей по производству гофрокартона до уровня 85% означает прирост потребления тарного картона почти на 1 000 тыс. т. в год. По нашим оценкам, на это потребуется пять-семь лет. По нашему мнению, рынок гофроупаковки будет расти в среднем на
Прогноз производства тарных картонов в РФ на 2011 год формировался с учетом максимально достигнутых показателей в 2010 году, а также с учетом традиционных остановов производств в весенне-летний период. Ожидается, что совокупный объем производства ТК (с учетом бумаг для гофрирования) в РФ в 2011 году составит 2 635-2 640 тыс. тонн. В связи с образованием излишков тарных картонов в I квартале 2011 года ожидается увеличение экспорта ТК до 55-60 тыс. тонн в месяц.По той же причине прогнозируется сокращение импорта на территорию РФ. Ожидается, что, по сравнению с показателями начала года, начиная с апреля импорт сократится в три раза и составит 5-6 тыс. тонн в месяц до конца года. Дополнительным фактором сокращения импорта станет продолжающийся рост цен на европейских рынках. С учетом описанных выше мер коррекции баланса спроса и предложения на внутреннем рынке ожидается, что предложение ТК внутри страны будет равно или незначительно превысит потребность в
В соответствии с прогнозом, в 2011 году в РФ будет произведено 2 648 тыс. тонн тарных картонов, при этом порядка 185 тыс. тонн будут неэффективны для технологической переработки на современных мощностях по физико-механическим характеристикам и предлагаемым форматам. С учетом экспорта (оценочно - 568 тыс. тонн), при потребности в 2 130 тыс. тонн, предложение эффективных картонов на внутренний рынок составит 1 895 тыс. тонн. С учетом удаленных от центра потребления производств, продукцию которых можно считать «условно доступной», существующие мощности не могут обеспечить спрос в качественных тарных картонах, эффективных при использовании на современном гофрооборудовании. По сообщениям ресурса «Леспром», «загрузка производственных мощностей в ЦБП Архангельской области достигла 93%, мощности Котласского ЦБК загружены на 94%, мощности Архангельского ЦБК - на 90%». Характеристики конкурентоспособности по себестоимости отечественных производителей ТК в сравнении с мировыми производителями тарных картонов оцениваются следующим образом:
Внутреннее производство картона хром-эрзац не удовлетворяет все потребности рынка, в результате чего значительная доля потребительской упаковки производится из импортного картона. На данный момент на предприятиях-производителях хром-эрзаца заказы на поставку картона формируются на 2-3 месяца вперед. «Санкт-Петербургский картонно-полиграфический комбинат», крупнейший производитель данного вида картона, планирует увеличить выпуск мелованного и немелованного картона до 230 тыс. тонн в год, ЗАО «Пролетарий» также планирует расширить свои возможности по производству картона (в том числе технического). Но большой спрос на другие, более дешёвые, виды картона сдерживает инвестиции в производство картона для потребительской тары. Корпорация Монди Бизнес Пейпа заявила о своём желании наладить выпуск картона хром-эрзац в России в ближайшие годы. Большая часть коробочного картона и картона хром-эрзац, располагаются в Северо-Западном регионе (63,7%). В 2009 г. доля производства картона в Центральном регионе составила
Картон используется для упаковки широкого спектра продуктов питания и непищевых потребительских товаров, а также для изготовления промышленной упаковки и транспортной тары. В зависимости от своего назначения этот материал делится на тарный картон и картон для потребительской упаковки. К первому относятся материалы для изготовления гофрокартона: картон для плоских слоев и бумага для гофрирования. Упаковочный картон различается по сортам - хромовый картон, хром-эрзац и коробочный картон - и применяется для изготовления индивидуальной упаковки малогабаритных нетяжелых (как правило, весом до 3 кг) товаров. Тот или иной сорт упаковочного картона обладает характерным набором потребительских свойств, определяющих качество материала, его стоимость и область применения. Еще совсем недавно при выборе картона в качестве упаковочного материала производители продукции руководствовались главным образом его барьерными и жесткостными характеристиками. В последнее время наряд)' с этими свойствами все большее значение приобретает возможность декорирования и конструирования картонной упаковки.