В I квартале 2010 г. в России было продано 2,2 млн персональных компьютеров. Это на 86% больше аналогичного периода прошлого года и почти равно уровню продаж I квартала 2008 г. (2,3 млн). Большая часть поставок (64,6%) пришлась на ноутбуки, их было продано 1,4 млн штук — почти втрое больше I квартала 2009 г. При этом продажи настольных ПК выросли лишь на 16%. Рост российского рынка в этом году, по словам Джамп, по сути, компенсировал почти 40%-ное падение в прошлом. А восстанавливается он прежде всего за счет роста продаж ноутбуков, особенно экономкласса.
Hоутбуки с диагональю экрана 5—10,2 дюйма будут набирать популярность в период с 2008 по 2012 год. Так, в 2008 году их продажи составят 9,4% от общего числа проданных ноутбуков, а к 2012 году этот показатель увеличится до 15,7%. В то же время спрос на ноутбуки 13,3—16,4 дюйма будет снижаться. В настоящий момент им принадлежит 78,6%, но в 2012 году доля сократится до 70,6%. По данным, всего в текущем году будет продано более 153 млн ноутбуков по всему миру, 14 млн из которых — мини-ноутбуки. В 2007 году таких компьютеров было продано всего 1 млн, говорят аналитики.
B 2008 году продажи ноутбуков в России составят около 4,5 млн штук. Сейчас ноутбуки очень востребованы, особенно в ценовой категории до 20 тыс. Рынок еще не устоялся и готов воспринимать новые решения. У Acer уже наработаны каналы сбыта, поэтому не будет проблем с представлением продукта в торговых сетях. Потребуется серьезная рекламная кампания, в которой акцент будет сделан на дизайн ноутбука, на функциональные возможности, с прицелом на средний и бизнес-класс.
Несмотря на бурный рост рынка ноутбуков, на все разнообразие представленных на нем моделей и гибкую политику вендоров за рубежом, цены на портативные компьютеры в России все еще «кусаются». Правда, с недавнего времени вендоры и ритейлеры стремятся сделать лэптоп более доступным и здесь. Не исключение и Apple. Не так давно руководство компании объявило о снижении цен на продаваемые в России ноутбуки под маркой Apple на 10-20%. Так, MacBook, который держит первые места по продажам в целом ряде стран мира, планируется продавать по 41900 руб. (прежняя цена — 49100 руб.). Новая цена старшей модели этой линейке — MacBook Pro, оснащенного 15-дюймовым дисплеем, процессором с частотой 2,4 ГГц, двумя гигабайтами памяти, — составит 83900 руб., что примерно на 13% ниже предыдущей цены.
С ростом российской экономики и повышением уровня проникновения компьютерной техники в дома россиян, все более «толстой» становится прослойка людей, которые «без ноутбука, как без рук». Самыми актуальными для россиян сейчас являются, по экспертным оценкам, модели в ценовой категории до 20 тыс. руб., то есть устройства достаточно мощные, но без каких-либо изысков и эксклюзива. B марте прошлого года в тройку ведущих вендоров, продукцией которых интересовались россияне, вошли Acer, Asus и Toshiba, что неудивительно — именно эти производители предлагают сегодня максимальное число решений для массовой аудитории с оптимальным соотношением «цена/качество». В восьмерке игроков, чьи лэптопы пользуются в России наибольшим спросом, присутствует только один отечественный бренд — и то на последнем месте.
На протяжении последних лет в тройке лидеров отечественного рынка ноутбуков уже бескомпромиссно господствуют азиатские производители. Эти компании проводят как агрессивную ценовую, так и активную рекламную политику. Впрочем, и в первой пятерке страсти накаляются — в течение всего 2007 года ее состав претерпевал изменения. Правда, разные аналитические агентства фиксировали их по-разному. Наиболее быстрорастущим сегментом отечественного компьютерного рынка продолжает оставаться рынок ноутбуков. При этом 55% поставок здесь контролируют Acer и Asus, увеличив по сравнению с предыдущим годом свою консолидированную долю более чем на 10%. Другие иностранные вендоры также ускоряются. А что же «наши»? Остаются ли еще у отечественных производителей ноутбуков шансы «место под солнцем» сегодня и завтра?
Ноутбуки остаются одним из наиболее динамично развивающихся сегментов российского ИТ-рынка. Все наблюдатели «в один голос» продолжают твердить об его огромном потенциале, прогнозируя увеличение объема в ближайшие годы чуть ли не в три раза. В то же время вместе с рынком растет и конкурентная борьба. Уже сегодня лидерам становится на нем все теснее. Суммарный объем компьютерного рынка в России (т.е. ноутбуков, настольных ПК с учетом самосбора и серверов стандартной архитектуры) превысил в 2007 г. 9,4 млн штук, сообщает ITResearch. Из них в натуральном выражении более 27% пришлось на ноутбуки. По сравнению с 2006 годом объем поставок ноутбуков, по расчетам ITResearch, вырос на 63,9%. В пятерку лидеров вошли (по алфавитному порядку) Acer, Asus, Rover Computers, Samsung и Toshiba. Вместе эти игроки, по мнению ITResearch, контролируют около 75% всех продаж ноутбуков в России «в штуках».
Их было две: Rover Computers и NCA Group. Теперь единственный заметный российский производитель ноутбуков — Rover Сергея Шуняева. В отличие от NCA Group, три года развивавшей бренд iRU, а в прошлом году объявившей о закрытии производства портативных компьютеров, Шуняев с рынка уходить не собирается. Хотя еще зимой его конкуренты были уверены — Rover доживает последние месяцы. Первые три квартала 2005 г. компания стремительно теряла рыночную долю и, казалось, вот-вот должна была повторить судьбу iRU. “Российских сборщиков вытесняют агрессивные азиатские компании — в первую очередь тайваньские Acer и Asus”, — писали в прошлогоднем ноябрьском отчете аналитики Gartner Group. По рынку поползли слухи, что Шуняев собирается то ли продать Rover Computers, то ли перепрофилировать ее под выпуск сотовых телефонов. Но слухи так и остались лишь слухами.
Ценовой диапазон ноутбуков колеблется от $600 за модели «эконом-класса», которые позволяют работать, пожалуй, только с текстовыми документами, да и новую Windows Vista не потянут, до $3-3,5 тысячи за последние модели раскрученных брендов, а также за тонкие ноутбуки. Геймерский ноутбук можно купить за $2,5-3 тысячи. Согласно данным тайваньского исследовательского института Topology Research (TRI), в этом году во всем мире будет продано 72,8 млн. ноутбуков. Средняя цена составит $1097 ($1219 по итогам прошлого года). Новая операционная система Microsoft Windows Vista и платформа Intel Santa Rosa значительно усилят в следующем году мировой рост продаж ноутбуков. Ожидается, что увеличение роста составит 20% - до 87,7 млн. штук. При этом серьезных ценовых падений в будущем эксперты не ожидают.
Сибирский рынок ноутбуков в некоторых аспектах демонстрирует более прогрессивные тенденции, нежели общероссийский. К примеру, ряд новосибирских ритейлеров утверждает, что у них не первый год сохраняется почти двухкратный прирост продаж, в то время как весь российский рынок в этом году увеличился только в полтора раза. Кроме того, популярность ноутбуков российского производства в Сибири практически сошла на нет, хотя в целом по России именно российский брэнд занимает первое место по продажам. IDC оценивает объем рынка ноутбуков в России прошлого года в 1,2 млн. штук, прогнозируя, что в 2006 году количество проданных ноутбуков увеличится на 50%. И эти впечатляющие темпы роста, по мнению аналитиков IDC, сохранятся в течение ближайших нескольких лет.
Сокращение продаж десктопов больно ударит по российским компьютерным компаниям. В десятке крупнейших производителей ноутбуков лишь Rover имеет отечественное происхождение. Наши сборщики прекрасно научились конкурировать в сегменте корпоративных поставок, но не слишком-то преуспели в рознице. А если и корпорации — главные потребители десктопов — в массовом порядке начнут переходить на ноутбуки, как это делают конечные пользователи сегодня, российских производителей, которые сейчас контролируют около 94% рынка настольных ПК, ждут нелегкие времена. Ведь мало кто из них старается обойти грабли, на которые наступила компания Dell Computer, переживающая в эти дни один из самых серьезных кризисов в своей истории.