В материале представлены аналитические сведения по рынку кофе России по итогу 2019 года. Рассмотрено: динамика объемов российского экспорта экстрактов, эссенций и концентратов кофе или заменителей кофе в 2019 году, структура экспорта в географическом разрезе, цена экспорта экстрактов, эссенций и концентратов кофе или заменителей кофе за период с 2017 по 2019 гг.
В данном обзоре представлены основные игроки рынка кофе России в 2016 году, удельный вес реализованного кофе в общей структуре розничного товарооборота за 2014-2016 гг., общий объем продаж кофе в 2016 году.
Обзор содержит аналитические данные по рынку кофе и чая России, рассматривается: удельный вес реализованного кофе в общей структуре продовольственного оборота за 2011-2016 гг., доля чая в общей структуре, причины повышения спроса на кофе, удельный вес продаж растворимого кофе и натурального в городах-миллионниках, удельный вес продаж капсульного кофе для домашнего и оффиского потребления, средние цены на кофе в 2016 году, лидирующие операторы рынка, объемы импорта/экспорта кофе, структура поставок по странам, динамика показателей по рынку чая и кофе с 2011-2016 гг.
В данном обзоре представлены сведения по рынку горячих напитков России по итогам 2016 года, рассмотрено: динамика продаж чая и кофе, продаж частных марок за 2016 и 2015 гг., структура рынка по видам продукции и средние цены представленных товаров, структура рынка по каналам продаж.
В отличие от чая, рынок кофе в России еще не достиг насыщения. Именно этим объясняется продолжающаяся инвестиционная активность компаний российского рынка. Так, в сентябре 2011 года финская Paulig Group инвестировала около 20 млн. евро в открытие нового завода в промышленной зоне Боровлево-2 в Тверской области. Проектная мощность завода составляет 6000 тонн кофе в год или около 12 млн. упаковок кофе. Строительство кофеобжарочного завода Paulig рассматривает как один из важнейших шагов по увеличению доли на российском рынке натурального кофе и объемов продаж своей продукции. На сегодняшний день компания является крупнейшим импортером кофе в Россию и уже контролирует порядка
На данный момент в сегменте растворимого кофе Strauss делит 3-4-е место с российской фирмой "Орими трейд" (после Nestle и Kraft Foods), а также занимает третью позицию на рынке натурального кофе. Сейчас рынок натурального кофе, по данным "Куппо", выглядит следующим образом: в базовом, самом большом сегменте рынка (35 руб. за 100 г) лидеры - "Орими трейд" (марка "Жокей"), Strauss ("Черная карта"), чуть более скромная доля у "Куппо" ("Петр Великий") и у ЗАО "Продукт сервис" ("Лебо"). В среднем же сегменте (70-100 руб. за 100 г), который гораздо меньше по объему, чем базовый, - лидеры финская Paulig, Kraft Foods и немецкая Tchibo. От Strauss ждут новых поглощений. Наиболее вероятные претенденты на покупку - это та же "Куппо", "Продукт сервис" и небольшая "Кофейня на паях". Положение оставшихся небольших российских игроков, не имеющих таких финансовых возможностей, как у крупных западных компаний, в окружении транснационалов сложное, тем более что рынок кофе переживает непростые времена. "За последние полтора года цена на зеленый кофе существенно выросла, а переложить на потребителя рост цены целиком нельзя, потребитель не готов к такому росту цены. Если за полтора года сырье выросло на 100%, то среднее увеличение потребительских цен составило
За июнь-июль продажи остались стабильными продажи в киосках и павильонах по сравнению с весной, а также на открытых рынках. В тройку компаний – лидеров российского кофейного рынка входят Kraft Foods Inc. (США, ТМ Jacobs), Nestle S.A. (Швейцария, ТМ Nescafe) и Tchibo GmbH (Германия, ТМ Davidoff). На долю этих компаний приходится около 60% рынка в стоимостном выражении. Что касается видов упаковки, то их разнообразие характерно для сегмента растворимого кофе. Более половины продаж в стоимостном выражении здесь приходится на кофе в стеклянной банке, однако доля этой упаковки в течение уже 2,5 лет постепенно сокращается в пользу мягких упаковок, которые позволяют производителям
Kraft Foods не единственные бедовые производители, проблемы начались у компании «Орими-Трейд», торгующей чаями «Принцесса Гита», «Принцесса Ява», «Принцесса Нури», «Принцесса Канди» и кофе «Жокей». Почти месяц назад от их продукции отказалась сеть X5 Retail Group. Здесь ситуация несколько иная, торговая сеть потребовала от поставщика оплаты рекламных услуг в размере 50 млн. рублей. Говорят, будто, цифру взяли, буквально с потолка. Правда, официальных комментариев стороны не дают, молчат как в Х5, так и в «Орими». Плохи дела у компании Paulig (Paulig Classic, Paulig President). И эти поставщики рассорились с «Магнитом» и «Х5». Поставщик сообщил представителю сети «Магнит» о повышении цен на кофе President (25%) и снижении стоимости Classic (10%). Ценовая политика отражала новую систему позиционирования марок на рынке. «Магнит» с таким видением не согласился, и просил Paulig снизить цены на
За последние несколько лет потребление какао-продуктов и шоколада во всем мире значительно возросло. В России лишь за период 2010-2011 гг. в сравнении с предыдущим сезоном увеличение рынка в натуральном выражении составило порядка 8%, а в стоимостном – практически 28% ($ 670 млн.). В 2011 году на территорию Российской Федерации было импортировано более 150 тыс. тонн какао-изделий, что превышает показатель 2010 года более чем на
Что касается стоимости растворимого кофе в Российской Федерации, то, естественно, она растет, как производственная, так и потребительская. Если сопоставить исследовательские данные с начала 2007 года до середины 2011 года, то можно проследить ярко выраженное увеличение потребительских цен. Говоря цифрами, средняя стоимость растворимого кофе в июне 2011 года достигла 1 385,17 руб. за килограмм, что превышает цену 2007 года на 86%. Российских производителей кофейной продукции на сегодняшний день стало
В 2008 году по сравнению с 2007-м объем домашнего потребления растворимого кофе снизился на 3%, а объем потребления зернового и молотого кофе – на 4%. Потребление кофейных смесей осталось практически без изменений. В 2008 году доля растворимого кофе в натуральном выражении составила около 70% всего рынка кофе, а зернового и молотого – 20%. Остальные 10% рынка занимали кофейные смеси. Рынок растворимого кофе разделен на три основных сегмента: порошковый, гранулированный и кристаллический. Доля кристаллического кофе составляет 47% всего рынка растворимого кофе, а доля гранулированного и порошкового – соответственно 35 и 17% в натуральном выражении. За последние несколько лет доля кристаллического кофе, который является наиболее дорогим на рынке растворимого кофе, росла довольно серьезными темпами, в то время как доля гранулированного и порошкового кофе снижалась.
Российский рынок вендинговых аппаратов является достаточно молодым, но темпы его роста не очень высоки, что обычно не характерно для рынков, которые находятся в начальной стадии развития. На текущий момент отечественный рынок вендинговых аппаратов оценивается в 190 млн. долл. В целом рынок еще далек от насыщения и в дальнейшем он продолжит рост в течение достаточно длительного периода.