Украинский арт-рынок невелик. Произведения искусства не распродаются, понимание инвестиций в искусство у украинцев довольно расплывчатое. Однако все может измениться с 2015 года.

Повальное падение активности украинских отраслевых и коммерческих выставок открыло дорогу для китайцев. К 2008 г. позиции украинских выставочных центров и обслуживающих их организаций были прочны как никогда. Не хватало площадей, места бронировались заранее, а темпы роста участников и площадей росли быстрее темпов экономического развития. С началом экономического кризиса каждому, кто посещал большинство выставок конца 2008 года, в глаза бросалось резкое сокращение числа участников и занимаемых площадей. Эта печальная тенденция, казавшаяся временным недоразумением, стала постоянной в 2009 году.

Темпы и уровень развития выставочного бизнеса, как правило, находятся в прямой зависимости от экономической ситуации в стране и имиджа страны на международной арене. Положительные тенденции в экономике способствовали развитию выставочной деятельности в нашей стране в последние годы. По данным Госкомстата Украины, в 2008 году в Украине было проведено 1 174 выставочных мероприятий, в которых приняло участие более 80 тыс. компаний. Десять компаний, ведущих выставочный бизнес, представлены сейчас в UFI - Всемирной ассоциации выставочной индустрии, а 15% выставочных мероприятий имели статус международных. Все это свидетельствует о достаточно серьезном развитии экспобизнеса в Украине.

Международные выставки могут сменить прописку. Столичные власти хотят вдвое поднять плату за аренду земли для выставочных комплексов. Если затея КГГА удастся, уже в 2010 году Киев может недосчитаться больше половины международных выставочных мероприятий Главное управление земельных ресурсов Киевской горгосадминистрации разослало руководителям столичных выставочных центров письма с предложением перезаключить договоры аренды на земельные участки, на которых расположены экспоцентры. В частности, КГГА предлагает выставочникам добровольно переоформить документы, указав в них более высокую арендную плату - вдвое больше, чем сейчас.

В 2008 году в выставочном центре «КиевЭкспоПлаза» прошла 131 выставка. В выставках приняли участие 10 831 компания (в том числе 2 198 иностранных) из 60 стран мира. Выставки посетили более 630 тысяч человек. Сравнивая украинскую выставочную индустрию с европейскими странами, наши показатели остаются на достаточно высоком уровне. Динамика, с которой развивались выставки на протяжении последних шести лет (20% роста объемов выставок в год по сравнению с 5% в европейских страна), дает возможность украинским выставкам начать 2009 год с хорошими результатами.

Выставочные компании, ежегодно увеличивавшие свои обороты на 20-30%, переживают не лучшие времена. Сокращение клиентской базы и неуступчивость владельцев площадок могут спровоцировать закрытие не менее трети столичных выставок. В последние годы выставочный бизнес приносил неплохие дивиденды, прибавляя в объеме порядка 20-30% ежегодно. Минувшая осень тоже была удачной - количество клиентов увеличилось на 15% по сравнению с аналогичным периодом прошлого года. Но в нынешнем году былого бума уже не наблюдается.

Украинская практика демонстрирует: ежегодно более пятидесяти международных и межрегиональных выставок представляют достижения пищевой промышленности и еще порядка восьми десятков - смежных с ней отраслей: сельское хозяйство, оборудование, упаковочные материалы и сырье. Для сравнения: такую отрасль, как металлургия, ежегодно презентуют семь выставок; машиностроение и металлообработка - более двадцати. Непродовольственные товары (одежда, обувь, бижутерия, мебель и пр.) представляют чаще - более чем на ста акциях; строительные материалы и технологии - на более чем девяноста выставочных акциях в год. Торговое, холодильное и выставочное оборудование - менее десятка.

Выставочная индустрия является одной из сфер современной мировой экономики, развивающейся быстрыми темпами и характеризуется увеличением количества организаторов и участников выставочных мероприятий, а также выставочных центров.Согласно исследованию Всемирной ассоциации выставочной индустрии, представленным в конце 2007 г. на Конгрессе UFI в Версале, по состоянию на 01.01.2007 г. в мире насчитывалось 1062 выставочных зала с общей закрытой площадью у 27,6 млн м2.При этом в исследовании учитывались только выставочные центры площадью более 5 тыс. м2, а меньшие экспозиционные комплексы во внимание не принимались. До 2010г.планируется рост их количества на 4% (1104 выставочных зала) и увеличение общей закрытой выставочной площади на 12,7%, что составит 31100 тысяч м2.

В этом году в выставке, давно ставшей ведущим строительным форумом Украины, приняли участие около 800 экспонентов из 20 стран мира. Экспозиции участников разместились сразу в трех павильонах выставочного центра, а также заняли все свободное место на открытой площадке. По данным организаторов, общая площадь экспозиций составила 38 тыс. м2, что на 30% больше аналогичного проекта в 2007 году. Свои достижения в сфере строительства продемонстрировали участники из Украины, Польши, Германии, Литвы, Австрии, Чехии, Кипра, Венгрии, Эстонии, Греции, Италии, Нидерландов, России, Румынии, Словакии и Вьетнама. Впервые присутствовали коллективные экспозиции из Бельгии, Финляндии, Турции, Китая - это фирмы, которые готовы предложить украинскому рынку свои разработки и посредством участия в выставке апробируют перспективность и целесообразность дальнейшего развития бизнеса в Украине.

По данным Всемирной ассоциации выставочной индустрии "UFI" ежегодно проводится более 30 тыс. только крупных выставок (площадью от 500 м2 и выше). В них принимают участие 3,2 млн. экспонентов, а посещают порядка 350 млн. посетителей. Наибольший объем выставочного бизнеса, по понятным причинам, приходится на страны Западной Европы и Северной Америки, а наибольшие темпы роста - на Южную Америку, Азию и Восточную Европу. Причины тому очевидны - развитые страны уже насыщены такими инструментами, как выставочные центры, а растущие экономики требуют больше выставок. При этом, если в целом по Восточной Европе рост составляет порядка 5-10% в год, то темпы роста выставочной индустрии в нашей стране находятся на уровне 20% в год.

Отечественный выставочный бизнес развивается стремительными темпами. Отчасти благодаря тому, что украинские бизнесмены считают участие в выставках одним из самых эффективных средств PR. За пять лет работы украинские выставочные компании достигли поразительных результатов: почти все основные показатели, по которым оценивается отрасль, выросли вдвое- втрое. Так, количество выставочных мероприятий в стране увеличилось втрое, число их посетителей и участников - в два с половиной раза. Рост выставочной индустрии почти вдвое превышает средние темпы развития экономики страны и опережает показатели развития в соседних государствах. В большинстве европейских стран это пять процентов в год, тогда как в Украине объемы выставочного бизнеса в 2008-м увеличились на 20-25%. Выставки остаются наиболее эффективным PR-инструментом, который сейчас очень популярен среди украинских бизнесменов.

Украинская выставочная индустрия растет на 15-20% в год. По самым приблизительным оценкам, оборот выставочной деятельности в стране при потенциале в 200 млн долларов не превышает и 55 млн долларов. Выставочный бизнес - один из самых закрытых рынков. Большинство организаторов не публикуют подробных данных об отдаче от мероприятий, а те немногие, которые это делают, в основном преувеличивают. Под вывеской выставка часто организовывается простая ярмарка либо распродажа. По данным Госкомстата, в Украине работает 130 организаторов выставок и выставочных центров, из которых 45 компаний - в Киеве.

Уровень развития выставочного бизнеса принято сопоставлять с уровнем развития экономики страны в целом. Общественная организация "Выставочная федерация Украины" обнародовала статистические данные по выставочной деятельности в стране за 2007 год. Согласно информации ВФУ, за минувший год в Украине было проведено 1088 выставочных мероприятий (593 выставки и 495 ярмарок, 394 из них организовано киевскими компаниями) . Из общего количества мероприятий 14% имели статус международных, 36% - национальных, 45% -межрегиональных, 5% - региональных.

Опыт ведущих производственно-торговых компаний мира подтверждает, что грамотное использование выставок как инструмента маркетинга позволяет получить превосходные результаты с хорошей окупаемостью инвестиций. В чем же заключается вышеупомянутая грамотность, выяснял MMR. Ведущий украинский дистрибьютор товаров для детей компания Амиго уже в течение шести лет принимает участие в специализированной выставке Baby Expo. И год от года количество ее постоянных клиентов неукоснительно растет. В частности, в прошлом году только благодаря участию в выставке, как заверяют в Амиго, количество клиентов компании увеличилось на 20%. Неплохо для всего лишь четырех насыщенных дней работы на стенде!

Эксперты отмечают, что эффективность участия в выставке определяется в зависимости от поставленных задач. Основные цели, ради которых компании участвуют в выставках, принято разделять на три категории: имиджевые (формирование и поддержание имиджа), маркетинговые (маркетинговая разведка и продвижение) и коммерческие (поиск и привлечение новых партнеров, клиентов).

На сегодняшний день сегмент выставочно-ярмарочной недвижимости не вызывает особого интереса со стороны украинских девелоперов. Наиболее заинтересованными в строительстве выставочных комплексов в Украине являются компании-организаторы выставок. В то же время Киев явно отстает по соотношению экспозиционных площадей на количество жителей в сравнении с другими европейскими столицами. Какова реальная ситуация на столичном рынке, существует ли дефицит выставочных площадок и насколько данный сегмент перспективен для девелопмента, -эти вопросы мы попытались раскрыть в данном материале с помощью экспертов рынка.

Международный выставочный центр в Дархане на берегах Персидского залива в Саудовской Аравии, "Дойче Мессе" в немецком Ганновере, сингапурский МВЦ - это лишь некоторые из мировых экспо-центров, вошедших в списки шедевров архитектурного искусства. Представить свои товары и услуги на их площадях стремятся сотни тысяч производителей со всего мира, не жалея на это удовольствие ни времени, ни, главное, средств, ведь арендные ставки в этих гигантах составляют $250-400 за квадратный метр.

Выставочная индустрия Украины на пике развития, благодаря вводу в эксплуатацию в 2003 г. двух первых выставочных комплексов, сказал генеральный директор выставочного центра "КиевЭкспоПлаза" на пресс-конференции, посвященной пятилетию возглавляемого им комплекса. За пять лет работы украинским выставочным компаниям удалось достичь впечатляющих результатов: практически все основные показатели, которыми характеризуется сегмент, возросли в 2-3 раза: наибольшие по объемам выставки - в 2-2,5 раза, количество выставочных мероприятий на год - в 3 раза, количество посетителей и участников - в 2,5 раза.

Зданиям украинских выставочных центров (ВЦ) пока далеко до архитектурных шедевров. Собственно, это лишь несколько одноэтажных сооружений. Их строителям не до красоты -главное, чтобы центр отвечал международным стандартам, мог привлечь и удовлетворить отечественных и зарубежных клиентов. Пока что им это удается - средняя рентабельность выставочной недвижимости составляет 25% благодаря активному росту выставочного бизнеса и, по словам игроков рынка, сегмент очень перспективен. Между тем на сегодняшний день количество выставочных площадей уже не может удовлетворить потребности всех арендаторов, однако новые объекты не строятся. Отечественных девелоперов отпугивают связанные со строительством ВЦ высокие риски и сложности, которые не в силах "перекрыть" даже высокая рентабельность.

Экспонентам есть где развернуться на таких просторах - ежегодно в Европе проходит более 10 тыс. выставок, которые посещает около 150 млн. человек. Но основу европейского выставочного бизнеса составляет сравнительно небольшое число международных выставок: 800 международных мероприятий собирают 43 млн. посетителей и 430 тыс. участников. К наиболее популярным тематикам международных выставок относятся: промышленные технологии, текстиль и мода, отдых и спорт, продукты питания, офисные товары и коммуникации. В то же время наиболее популярные тематики "показов" регионального значения - отдых и спорт, мебель, товары для здоровья, строительство, сельское хозяйство, а также универсальные выставки потребительских товаров.