Кабмин решил профинансировать поиск новых нефтегазовых месторождений и геолого-экономическую оценку перспективных нефтегазовых структур в восточных областях Украины, чтобы обеспечить в перспективе положительную динамику в наращивании отечественной добычи углеводородов. Но для освоения новых месторождений, по мнению экспертов, понадобятся более дорогостоящие и современные технологии.

Объемы разведочного и эксплуатационного бурения

Объемы разведывательного и эксплуатационного бурения на предприятиях нефти газового комплекса.

Сегодня уровень разведки потенциальных запасов углеводородов в украинском секторе Азовского и Черного морей не превышает 4%... о заключению большинства специалистов, нефтяная промышленность является признанным лидером в освоении минеральных богатств морей и океанов. Сегодня в мире на континентальном шельфе добывается более 34%, или 1,3 миллиарда тонн, нефти. Достигнутые результаты по росту добычи нефти за счет освоения новых месторождений на шельфах стали возможными в результате проведения компаниями более гибкой инвестиционной политики.

"Надра України" - неэффективная государственная махина, которую на разных уровнях неоднократно обвиняли в проедании бюджетных средств. Справедливости ради надо отметить, что мелкие дотационные порции, которые она получает из госбюджета (менее 100 млн. грн. в год), не позволяют вести полноценную разработку недр. Зато для отдельно взятых чиновников это значительный источник личного дохода. Специалисты выясняли, кто будет получать этот доход после проводимой сейчас радикальной реформы компании, которую планируется завершить к сентябрю 2007 г. Она существенно поменяет баланс интересов между группами лиц, которые могут использовать "Надра України" в целях личной выгоды.

Во исполнение закона Кабмин с этого же года утверждает порядок проведения аукционов, а также их регламент. До последнего времени основные условия практически не менялись. Однако 4 апреля 2007 года, принимая соответствующие нормативные акты, регулирующие порядок продажи лицензий на 2007 год, правительство решило изменить алгоритм проведения аукционных торгов. Причем существенно. И главное - "своевременно". Может, конечно, это случайность, но появление новых правил проведения аукционов, прописанных в постановлении правительства № 611, "удачно" совпало с первым указом президента Виктора Ющенко о роспуске парламента.

Государственная геологическая служба и геологические предприятия отрасли в течение текущего года выполняли геологоразведочные работы, направленные на выполнение Общегосударственной программы развития минерально-сырьевой базы Украины на период до 2010 года. Предприятиями отрасли, по предварительным данным, с начала года выполнено геологоразведочных работ за средства госбюджета на сумму свыше 268 млн. грн. А предприятиями, которые находятся в сфере руководства Минприроды - свыше 303,8 млн. грн. Общие поступления в Государственный бюджет от предоставления недр в пользование составили 31 471 519,40 грн.

Как следствие, в 2006 г. состоялись лишь три аукциона по выдаче специальных разрешений (лицензий) на разработку и промышленное освоение недр (23 мая, 1 сентября и 6 ноября). Hа них было продано всего 49 специальных разрешений, и государство на этом заработало несчастных 13,5 млн грн. По разным причинам, до торгов "не дошло" большинство интересных объектов, которые предварительно заявлялись на аукционы. Например, в июле 2006 г. Минприроды разместило объявление о подготовке аукциона по продаже 36 лицензий (в частности, стартовая цена месторождения по добыче железной руды "Поле шахты Первомайское" в Донецкой обл. была установлена в 39,7 млн грн.), в том числе 14 нефтегазовых (среди них самый дорогой объект — Митяевская зона структур — 18,2 млн грн.). Но этот аукцион так и не провели.

Стратегическое планирование, геологическое изучение недр и последствий недропользования с учетом интересов общества и экологического законодательства, комплексная оценка экологического состояния окружающей среды горнодобывающих регионов - именно такие основные задачи возложены на Государственную геологическую службу - правительственный орган государственного управления в составе Минприроды. Официальная история украинской геологической службы началась 1 февраля 1918 года, когда правительством был утвержден устав и штаты Украинского геологического комитета. Это был путь от маленького комитета со штатом в 5 лиц к одной из сильнейших геологических служб, которая заслужила высокий авторитет и доверие среди мирового геологического сообщества.

Довольно любопытно и то, что накануне Минприроды пообещало перевыполнить план в 150 млн. грн., которые должны были поступить в госбюджет страны от продажи лицензий в 2007 году. По данным этого ведомства, за неполные восемь месяцев от продажи лицензий уже было получено 101 млн. грн. Только вот, похоже, что дополнительные бонусы от такого перевыполнения должны были получить четко определенные компании, контролируемые отнюдь не государством. Ведь не зря говорят, что состояния делаются в смутные времена, а перевыборы для такого рода операций - самое то.

Даже если реформаторам удастся навести порядок с договорами о совместной деятельности, это не устранит истинных причин, по которым НАК "Надра України" не развивается и терпит убытки (в первом квартале этого года они составили 7 млн. грн.). Нынешняя реформа, дабы не превратиться просто в передел сфер влияния, должна пойти дальше. Главное, что надо пролоббировать реформаторам, - право компании торговать добываемыми ископаемыми. Ведь она проводит разведку недр и добычу ресурсов, но фактически не нацелена на получение прибыли от их продажи. Сейчас, согласно законодательству, она вынуждена передавать продукцию по символическим ценам другим государственным компаниям. Тогда как продажа ресурсов по рыночным ценам позволила бы НАК освободиться от кабальной зависимости от госбюджета и вкладывать полученные средства в собственное развитие.

О казуистике в правовом регулировании лицензионных правил для недропользователей подробно писал в январе прошлого года. Вкратце напомним, что история началась в 2004 г., когда в Законе о Госбюджете появилась статья, обязывающая продавать лицензии на разведку и разработку месторождений на аукционах. При этом, согласно вышеуказанной норме, правила проведения аукционов должны были определяться специальным законом. Таким образом, выдача лицензий на разработку и освоение недр выводилась из-под действия Закона Украины "О лицензировании". В том же 2004 г. правительство без каких-либо объяснений сроком на один год приняло специальное постановление, которым определило Порядок продажи и переоформления лицензий на недропользование (далее этот Порядок утверждался ежегодно постановлениями Кабмина).

Минерально-сырьевая политика СССР строилась на принципе самообеспечения и оптимального развития отдельных комплексов добычи полезных ископаемых. В результате были созданы технологические цепочки, позволявшие экономично использовать минерально-сырьевые ресурсы. Ликвидация СССР привела к частичному, а в большинстве случаев, полному распаду этих «цепочек», что нанесло ущерб как добытчикам, так и потребителям минерального сырья. К сожалению, государственные органы новых стран устранились от управления исследованием и использованием этих ресурсов, передав почти все права частному сектору, тогда как в мире в руках государства находится, например, в Австралии 30-40%, Великобритании - 33-35, Канаде - 40, США - 50-70, Японии - 75-80% национальных природных ресурсов.

Всего лишь $260 млн. инвестиций необходимо для наращивания добычи урана в Украине. Игра стоит свеч: по прогнозам аналитиков, цена на уран на мировом рынке в следующем году удвоится и превысит $200 за 1 кг. Тем не менее, Украина никак не может изыскать эти средства. В начале декабря глава Минтопэнерго заявил о возможной приватизации уранодобывающих предприятий. Кому может достаться украинский уран, несколько ранее пояснил глава "Энергоатома". Россия и Украина активно обсуждают возможность привлечения российских инвестиций в проекты по добыче урана.

На территории Украины можно найти 96 видов полезных ископаемых, 70 из них — разрабатывать. Уголь, нефть, газ, титан, железные и марганцевые руды — лишь основные виды залежей. В украинских недрах находится большая часть известных на Земле ископаемых. По данным Государственного фонда геологии, стоимость разведанных полезных ископаемых в нашей стране составляет $7,5 трлн. Для сравнения: стоимость российских недр, согласно информации Минприроды России, лишь в четыре раза превышает украинский показатель. За 100 лет эксплуатации месторождений Кривбасса Украина получила 6 млрд. тонн железной руды. Если сравнивать с добычей в других странах из одного конкретного бассейна — это колоссальные объемы, не имеющие мировых аналогов.

Спустя пять месяцев с начала года Минприроды наконец-то провело первый в текущем году аукцион по продаже лицензий на недропользование. Министерство предложило к продаже 37 лицензий, однако интерес у покупателей вызвали только 18 специальных разрешений, ознакомительную документацию по которым выкупили 22 компании. А заявки на участие в аукционе подало всего 19 претендентов. Как и в предыдущие годы, большинство объектов было реализовано по стартовой цене, поскольку на них претендовало только по одной компании. Ставки начали повышаться лишь при продаже двух не самых перспективных лицензий, на которые претендовало по две структуры. Других противостояний на более «лакомые кусочки» не вышло. Аукцион стал походить на традиционные конкурентные торги, когда на продажу выставили участок месторождения облицовочного камня чарнокита. В результате торгов более чем скромная цена участка — 15,4 тыс. грн. — выросла до 200,4 тыс. и досталась компании BlackSeaGranite, Lie.

Достаточно важными направлениями деятельности геологов в текущем году будут развитие научных исследований в сфере нефти и газа, подготовка методики и технологии осуществления геофизических работ, прежде всего, по сейсморазведке и геофизическим исследованиям скважин с целью создания объемных изображений среды. Также значительное внимание геологи будут уделять научному прогнозированию нефтегазовых залежей и развитию технологий бурения в связи с поиском углеводородов, в частности, в сложных горно-геологических условиях, а также внедрению технологии бурения горизонтальных и других скважин на этапах поисков и разведки месторождений углеводородов.

Казуистика с правовым регулированием лицензионных правил для недропользователей началась еще в 2004 г. Тогда в Законе о Госбюджете -2004 появилась статья, в которой было сказано, что лицензии на разведку и разработку месторождений должны продаваться на аукционах, а не выдаваться в Госкомприроды, как это было раньше. Причем, согласно этой норме Закона, правила проведения этих аукционов должны были определяться специальным законом. Таким образом, лицензирование недропользователей, по сути, выводилось из-под действия Закона о лицензировании. Более того, так и не приступив к разработке законопроекта об аукционах, в 2004 г. правительство, без какого-либо внятного правового объяснения, приняло постановление, которым определялся.

На протяжении почти полугода отрасль пребывала в полном хаосе. Прежний руководящий орган - Государственный комитет природных ресурсов Украины, в состав которого в виде департамента входила и геологическая служба, был ликвидирован, а новый еще не был сформирован. В такой ситуации добиться весомых успехов работы крайне сложно, однако геологоразведчикам удалось достичь неплохих результатов. В частности, предприятия отрасли выполнили работ на сумму свыше 161,33 млн. грн., что на 14,6% больше, чем за соответствующий период 2004 года, в том числе за счет средств из госбюджета - на сумму более 101,73 млн. грн. (на 27% больше, чем в прошлом году). И это при том, что профинансированы геологоразведочные работы были в объеме около 131,67 млн. грн.