По разным оценкам, реализация архитектурных и дизайнерских услуг в денежном выражении в январе — сентябре 2011 г., по сравнению с аналогичным периодом 2010 г., увеличилась на 30-35%. По мнению игроков, такой рост спровоцировал отложенный спрос, который сформировался в 2009-2010 гг. Плюс свою лепту внес предстоящий Евро-2012 — строятся и ремонтируются стадионы, гостиницы, рестораны и другие объекты. “Для некоторых украинских архитекторов и дизайнеров Евро-2012 — уникальная возможность заявить о себе миру. Им на руку кризис с его повсеместной экономией, в том числе на услугах дизайнеров и архитекторов, что сделало потенциальные заказы неинтересными для иностранных операторов”, — отмечает г-жа Еременко. Впрочем, большинство операторов уверены, что реализованные проекты-шедевры и даже победы на международных конкурсах не обеспечат украинских операторов иностранными заказчиками. “Очень сложно зацепиться на внешних рынках. Победа на международном конкурсе и реализованные масштабные проекты нужны прежде всего для того, чтобы быть успешным в Украине”, — говорит Алена Ливиненко. К слову, операторы отмечают, что те немногие украинские дизайнеры (архитекторы), которым удалось реализовать свои проекты в других странах, как правило, выполняли заказы наших же соотечественников. Впрочем, игроки рынка уверяют, что

Участники рынка полагают, что в 2010 г. рынок уже не упадет. Нелишнее тому свидетельство - налаживание сотрудничества производителей растений с сетевой строительной розницей, которая намерена брать на реализацию товар отечественного производства. Правда, производители пока осторожничают. В этом году мы будем поставлять всего 60 товарных позиций растений только в часть магазинов одной сети. Таким образом планируется увеличить объемы реализации на 20-25%.

По данным эксперто, стоимость разработки логотипа в Украине находится в ценовом диапазоне $100 - $10 000. Лишь 50% компаний назвали отдельную цену стиля и логотипа. Другие 50% объединили цену двух услуг. Логотип и 5 элементов фирменного стиля, в среднем, обходятся в $300 - $30 000.

Сегодня в борьбе за клиента строительно-ремонтные компании идут на снижение цен и расширение спектра услуг. Неизменным остается только низкое качество работ. Экономический кризис повлек за собой значительные изменения на рынке строительных и ремонтных услуг, спровоцировав заморозку многих крупных построек и проектов, а также снижение покупательской способности частных лиц, делающих ремонты в собственных домах, квартирах. Oбъем украинского рынка ремонтных работ с учетом собственной ремонтной активности населения в 2008 г. составил 13,9 млрд. грн., а прогноз на 2009 г. – 9,4 млрд. грн. В результате, падение по итогам года может составить до 32 %.

Если сравнить развитие Интернета в Украине и странах Запада, можно предположить, что рынок веб-дизайна еще несколько лет не утратит своих темпов. Уже сейчас в Украине около 9 млн пользователей Всемирной паутины - это более 20% населения. Для сравнения: в США Интернетом пользуются 60% населения. При этом надо учесть, что в Украину Интернет пришел с опозданием, и его развитие до недавнего времени тормозило отсутствие качественных сетей. Поэтому в нашей стране пользователи Сети - самая активная часть населения. Она же и самая платежеспособная, тем более что треть из них уже переступили порог 40-летия. Неудивительно, что инструменты интернет-маркетинга становятся все более эффективными, а доля вложений в Интернет в структуре рекламных затрат неуклонно растет.

Жадность ландшафтных дизайнеров надоела состоятельным киевлянам. В нынешнем году в компаниях, занимающихся оказанием услуг по созданию ландшафтного дизайна, констатируют отсутствие роста продаж. Основных причин у столь неприятной ситуации две. Во-первых, двукратный рост расценок озеленителей, во-вторых - появление большого количества частников, готовых за сравнительно небольшие суммы облагородить участок.

Рынку продакшен- и дизайн-услуг в Украине есть что предложить потребителям: при ценах, которые ощутимо ниже, чем в Западной Европе или России, качество конечного продукта нередко не уступает западному. Несколько лет назад продакшен- и дизайн-студии стали расти как грибы, и в настоящее время конкуренция на рынке достаточно высокая. Хотя клиентов пока хватает всем, многие компании уже говорят о необходимости введения общих правил для мирного сосуществования на рынке.

На участии в Ukrainian Fashion Week украинские дизайнеры ничего не зарабатывают. Но, это – едва ли не единственный способ продвижения,за который модельеры могут себе позволить. Экономический кризис пока не коснулся украинских дизайнеров одежды – они продолжают создавать новые коллекции и продавать эксклюзивные вещи. При этом рентабельность в этой сфере составляет 300–400%.

Но у многих уже есть возможность воспользоваться услугами профессионального дизайнера интерьера. Растущая мода на профессиональное оформление жилья делает этот вид бизнеса достаточно прибыльным. Если пять лет назад к дизайнерам обращались в основном богатые и знаменитые, то сейчас дизайн интерьеров ринулся в массы. "Ежемесячный доход семьи в $ 3 тыс. и больше позволяет вызвать на дом специалиста по интерьеру. Несмотря на то, что в Украине, не считая частников, работают уже сотни компаний, которые занимаются дизайном помещений. Pынок не структурирован и стихиен. Он очень закрытый. Клиентов зачастую передают друг другу из "из рук в руки".

Рынок архитектурных и дизайнерских услуг все еще остается тайной за семью печатями. Если раньше услуги дизайна оказывали работники проектных институтов в качестве приработка при выполнении архитектурных работ, то в настоящее время на рынке появилась масса доморощенных архитекторов и дизайнеров, которых еще называют свободными. Работают также небольшие частные компании (штат - до 10 человек), возглавляют которые, как правило, дипломированные архитекторы или дизайнеры. Поскольку в большинстве случаев расчеты за услуги осуществляются по принципу "из рук в руки", точно оценить объем рынка крайне сложно.

В современных условиях работы офисное пространство является важным элементом общения с клиентами и выражения идей компании, чему во многом способствуют дизайн интерьера и правильное планирование помещении. Игроки рынка советуют не пренебрегать этими действенными инструментами, которые на Западе давно рассматриваются как часть маркетинговой стратегии бизнеса. Конечно, в Украине профессиональное дизайн-проектирование офисов находится пока только на стадии зарождения. Иногда руководители компаний не придают особого значения оформлению офисного пространства или не до конца понимают его функциональные особенности.

Со временем спрос на дизайнерский ремонт, по оценкам экспертов, будет только расти, не в последнюю очередь в связи с ростом рынка жилья, развитием ипотеки. Причем прогнозируется увеличение количества игроков, специализирующихся только на создании интерьеров. Ибо идея жить в красиво организованном жизненном пространстве становится все более массовой. Одна из последних тенденций - смешение стилей, эклектика. Что также мотивирует спрос - если "под классику" или другие известные стили еще можно что-то придумать и сделать самому, то уж смешивать совершенно разные варианты интерьеров в одиночку рискованно. Лучше посоветоваться.

С каждым годом услуги по созданию вебресурсов становятся все популярнее. В интернет-проекты начали инвестировать практически все, и даже те, кто в этом мало что понимает. Только за первую половину 2007 года в Украине было зарегистрировано 31,2 тысячи новых сайтов. Это на 2,7 тысячи больше, чем за тот же период 2006 года. Несмотря на позитивную тенденцию позиции такого вида бизнеса, как создание сайтов под заказ, в Украине еще очень слабы. Основной причиной эксперты называют неразвитость украинского рынка интернет-рекламы.

Несмотря на обилие предложений и увеличение количества участников, рынок архитектурных и дизайнерских услуг, как полагают операторы, далек от насыщения. В качестве доказательства они ссылаются на опыт продвинутых европейских стран, где доля архитектурно-дизайнерских “изысков” составляет до 20% стоимости проекта строительства, т.е. вдвое больше, чем у нас. А ведь в Украине для достижения подобного показателя имеются объективные условия. Во-первых, ударными темпами растет рынок офисной недвижимости, причем за счет помещений классов “А” и “В” и не только в столице. Во-вторых, растут объемы возводимого жилья премиум-класса и коттеджного строительства, где услуги дизайнеров и архитекторов наиболее востребованы. В-третьих, руки и умы “зодчих” будут кстати при подготовке Украины к проведению Евро-2012, которая, если верить Президенту, серьезно начнется чуть ли не 1 января 2008 г. Причем, как полагают специалисты, наиболее живучими на рынке окажутся компании, предоставляющие полный комплекс услуг — от консультаций по проекту до перепланировки/отделки помещения по воле заказчика.

Большинство украинцев считают, что неплохо разбираются в медицине, образовании, футболе и, пожалуй, в ремонте. Поэтому до недавнего времени большинство домохозяев (и особенно домохозяек) при строительстве дома или обустройстве квартиры предпочитали лично выступать в роли прораба и дизайнера. Кроме, так сказать, менталитета тому были объективные причины: до последнего времени в Украине не было учебных заведений, готовящих профессиональных дизайнеров. Правда, в архитектуре ситуация была получше. Множество строительных институтов худо-бедно, но выпускали дипломированных архитекторов. После развала Союза в стране из более 100 проектных институтов, где, собственно, и трудились эти специалисты, выжили не более половины, да и те, как правило, за счет сдачи помещений в аренду. Несколько лет назад ситуация начала меняться. В Украине появились курсы по подготовке дизайнеров интерьеров, а строительные вузы открыли соответствующие специальности (хотя подходят не все).

Сейчас в Украине несколько изменился подход руководителей международных и отечественных компаний к профессиональной разработке офисного интерьера и индивидуальной концепции собственного офиса. Деловые люди понимают, что дизайнерские решения офисного пространства являются мощным инструментом, повышающим эффективность любого бизнеса, влияющим на создание корпоративного имиджа компании, который позволяет выделить ее среди конкурентов. В данной статье речь пойдет о тех, кто занимается дизайн-проектированием, об основных этапах этого процесса, преимуществах и недостатках корпоративного стиля в дизайне интерьера.

Всего за пару лет, по словам самих дизайнеров, спрос на их работу вырос почти на 40%. Среди причин - увеличение количества жилья больших площадей (от 150 кв. м). Работы дизайнерам прибавляет одна из последних тенденций в изменении интерьера - переделка популярных лет десять назад квартир-студий обратно - в уютные, разделенные стенами жилища. Мода не доверять собственному ремонтному вкусу привела к удорожанию цен на услугу: если пару лет назад они стартовали с $ 10-15 за 1 кв. м, то сегодня минимальная планка -$25/кв. м.

Всемирная паутина: в Украине работают более 300 студий веб-дизайна. Они разрабатывают сайты стоимостью от 60 долларов. Спрос на услуги по созданию сайтов постоянно растет, отмечают эксперты. Они объясняют это тем, что людей прельщает постоянный большой спрос на информационно-развлекательные ресурсы-видео, библиотеки, картинки, порно-сайты, где контент можно продавать за деньги. А также возможность начать свой бизнес, открыв интернет-магазин.

За прошедший отчетный год традиционная осенняя выставка "Строительство и архитектура" не потеряла своей актуальности. Об этом свидетельствует увеличение количества экспонентов (на 11 предприятий) и объема выставочной площади (на 1,63 тыс. кв. м). Справедливости ради отметим, что по своим масштабам весенняя выставка все же крупнее и представительнее - как-никак проводится накануне строительного сезона, поэтому каждый ее участник стремится проявить себя, что называется, во всей красе. Теперь же у экспонентов появится возможность увеличить свое присутствие на подобного рода смотринах. Дело в том, что как раз в период работы осенней выставки столичный выставочный центр "КиевЭкспоПлаза" пополнился третьим павильоном площадью 6 тыс. кв. м. Правда, эти выставочные мощности еще не задействованы, поскольку официальное открытие "ангара", построенного за четыре месяца, запланировано на 3 октября.

На стоимость проекта здания пока что не влияет имя его автора. Выдача лицензий иностранным проектным организациям построена таким образом, чтобы не пускать их на украинский рынок. Не позволяет чужеземцам здесь работать и схема доступа к градостроительным материалам, с которых не снят гриф секретности. Но специалисты утверждают, что этот процесс удержать невозможно. В условиях жесткой конкуренции сразу отомрут слабенькие проектные бюро, особенно те, в составе которых нет архитекторов (?!). И произойдет это уже в ближайшее время. А пока еще отечественные поставщики проектных услуг позволяют себе перебирать заказчиками, а также находить их среди заграничных клиентов. Кто как может. Лучше это удается проектировщикам Харькова, Донецка и Днепропетровска, где всегда была более сильная база.