В материале представлены аналитические сведения по рынку б/у смартфонов в Украине за 2018 год. Рассмотрено: потребительские предпочтения при выборе смартфонов, топ-10 марок б/у смартфонов в Украине 2018 года, сравнение с показателями прошлого года.

В обзоре представлены аналитические сведения по рынку смартфонов Apple в Украине. Рассмотрено: самые популярные модели, которыми пользуются абоненты Киевстар, рейтинг смартфонов по количеству девайсов.

В обзоре содержатся отчетные сведения по объемам продаж популярных смартфонов в Украине в течении 1 полугодия 2017 года, рассматривается следующее: сравнение статистики поиска и продаж новых и поддержанных телефонов, вошедших в топ-6 в течении января-июня 2017 года по сравнению с аналогичным периодом 2016 года.

В данном материале представлены основные тренды розничной торговли смартфонами в Украине. А именно: тенденции и состояние отрасли смартфонов в  стране, основные тренды розничной торговли смартфонами, развитие онлайн продаж и особенности реализации смартфонов по сетям электроники.

В обзоре представлена информация относительно украинского рынка розничной торговли мобильными телефонами. Рассматривается следующее: ситуация на рынке, оператор, который ушел с рынка розничной торговли мобильными телефонами в Украине, доля оператора на рынке, количество салонов на территории Украины.

По результатам I квартала 2010 года в первую пятерку лидеров по объемам поставок мобильных терминалов вышли "Nokia", "Samsung", "LG Electronics", RIM и "Sony Ericsson", как сообщается в квартальном отчете исследовательской компании IDC. Мировой рынок в указанный период вырос на 21,7%, что по сравнению с аналогичным периодом прошлого года является чуть ли не прорывом. Общемировые поставки мобильных по всем производителям достигли 294,9 млн. (242,4 млн. в I квартале 2009 года). Смартфоны, по данным аналитиков, становятся все популярнее: в частности, именно благодаря этой продуктовой категории компания "Research In Motion" (RIM) впервые попала в топ-5 лидеров индустрии, вытеснив "Motorola" (первая за квартал поставила 10,6 млн. устройств, вторая – 8,5 млн.).

Рынок недорогих мобильных телефонов просыпается. Свежие данные об объемах легального ввоза трубок указывают на то, что продажи в этом году по сравнению с кризисным прошлым должны существенно возрасти. За первый квартал было выдано чуть более 2 млн разрешений на ввоз мобилок. Это почти половина проданных аппаратов за весь 2009 г. В минувшем году объем рынка мобильных телефонов составил 4,32 млн штук, что на 45% меньше, чем в 2008 г. Естественно, не все трубки, на которые выданы разрешения в первом квартале, уже проданы. За январь–март в стране было реализовано порядка 1,28 млн терминалов на общую сумму около $163 млн.

Проблемы у отечественных продавцов сотовых устройств начались задолго до кризиса. Основная причина — падение рентабельности бизнеса из-за насыщения рынка. По разным оценкам, если маржа салонов мобильной связи в Украине еще три года назад составляла 10–15%, то в 2008-м упала до 5–10%. Снижению прибыльности магазинов способствовала и стремительно дорожающая аренда торговых площадей — до кризиса ставки росли на 20–60% ежегодно. Даже в кризисном 2009-м большинство салонов по продаже мобильных телефонов закрывались из-за неуступчивости арендодателей. Дело в том, что снижение ставок аренды торговых площадей мобильщиков почти не коснулось.

Снижению прибыльности магазинов способствовала и стремительно дорожающая аренда торговых площадей — до кризиса ставки росли на 20–60% ежегодно. Даже в кризисном 2009-м большинство салонов по продаже мобильных телефонов закрывались из-за неуступчивости арендодателей. Дело в том, что снижение ставок аренды торговых площадей мобильщиков почти не коснулось. Многие магазины мобильных ретейлеров располагаются в малых архитектурных формах у станций метро и прочих бойких местах — при закрытии салона их место быстро занимают торговцы шаурмой и дешевые забегаловки.

Получившие шумную огласку примирительные договоренности давно конфликтующих за контроль над рядом активов (включая лидера отечественного рынка мобильной связи «Киевстар») российской Altimo и норвежской Telenor гарантированно заняли свое место в истории. Они могут оказаться либо самым громким событием на украинском рынке телекоммуникаций в 2009 г., либо одним из самых громких «пшиков» 2010 г. Все зависит исключительно от доброй воли договаривающихся сторон, которые опутали себя целым ворохом обязательств.

По результатам I квартала 2009-го продажи мобильных терминалов в натуральном выражении упали на 58,0% год к году, в деньгах — более чем на 70%, данные Unitrade Group. Всего в январе–марте было продано лишь 860 тыс. устройств на сумму $109,2 млн. Изменились и цены: если годом ранее средняя стоимость мобильного составляла $188, в начале 2009-го этот показатель опустился до $127. При этом более половины всех продаж в I квартале текущего года пришлось на трубки по цене до $130, а треть покупателей остановили выбор на устройствах стоимостью до $70 — преимущественно уцененной продукции 2008-го, а то и 2007 годов выпуска.

Украинцы реже покупают сотовые телефоны. В 2008-м мобильных терминалов продали 7,9 млн шт. — на 7,6% меньше, чем годом ранее. Прогноз на 2009-й пессимистичнее: объем продаж снизится до 3–4 млн шт. вместо ожидаемых 7–8 млн, выручка ретейлеров уменьшится втрое. Падение продаж закономерно. До кризиса рынок мобильных устройств был разогрет кредитными деньгами. Только в 2007– 2008 гг. украинцы приобрели около 50 тыс. нелегально ввезенных iPhone, а стоил телефон не менее $1000 — почти в пять раз дороже, чем в США.

В нынешнем году в Украине будет продано около 4 млн мобильных терминалов на сумму $540 млн, прогноз аналитиков. В количественном выражении рынок уменьшится вдвое, выручка розницы упадет почти в три раза. Для сравнения: в прошлом году украинцы купили 7,9 млн мобильных устройств на $1,46 млрд. Тем не менее результаты 2008-го были хуже, чем итоги 2007-го на 7,6% в количественном и на 2% в денежном выражении. Однако нынешнего обвала никто из экспертов не ожидал. Еще в начале осени большинство прогнозов на нынешний год строилось исходя из годового объема продаж в 6–7 млн устройств. Но к концу IV квартала прошлого года стало ясно, что мобильный ретейл столкнулся с катастрофическим падением спроса.

Национальная комиссия по вопросам регулирования связи (НКРС) Украины утвердила Положение о предоставлении разрешений на ввоз из-за границы радиоэлектронных средств и излучающих устройств, а также Порядок их реализации на территории страны. B пресс-центре Украинского государственного центра радиочастот (УГЦР) заявляют о том, что Положение о предоставлении разрешений (после регистрации в Минюсте) будет распространяться на всех физлиц и субъектов хозяйствования, которые осуществляют ввоз, получение в почтовых отправлениях из-за границы (в том числе курьерской почтой) устройств, предназначенных для применения на территории Украины в полосах радиочастот общего пользования.

Компания «Белый Ветер ЦИФРОВОЙ» подвела сегодня итоги розничных продаж торговой сети «Белый Ветер ЦИФРОВОЙ» за 2008 год, а также результаты программы развития сети в 2008 году. Итак, в прошедшем году торговая сеть «Белый Ветер ЦИФРОВОЙ» увеличила розничные продажи на 36% в рублевом выражении. Оборот сети «Белый Ветер ЦИФРОВОЙ» по итогам 2008 г. составил 9,4 млрд рублей ($380 млн).

До конца года будет продано 10,7 млн трубок на $2 млрд; в Мобилочке прогнозируют 8,8 млн проданных телефонов (на $1,4 млрд); в АЛЛО — 8,5 млн (на $1,547 млрд). Несмотря на первый за историю рынка спад продаж, розница заработала практически столько же, сколько и годом ранее: $627 млн за полгода (+$4 млн по сравнению с I полугодием 2006-го). Телефоны дорожают. Вендоры оснащают мобильные телефоны дополнительными функциями, причем не всегда нужными покупателям. А продавцы все активнее продвигают более дорогие, многофункциональные терминалы. В итоге средняя розничная стоимость телефонов, смартфонов и коммуникаторов в 2007-м, по подсчетам аналитиков, выросла на 16% — до $177 против $154 в 2006-м.

Давление со стороны арендодателей в 17 регионах Украины сильно испытала на себе и "Мобилочка", которая сейчас приняла для себя решение отказаться от дальнейшего продления сроков арендных договоров в большинстве ТЦ. По словам специалиста по связям с общественностью "Мобилочки" Татьяны Филиппович, некогда перспективные с точки зрения экономического анализа торговые объекты стали ритейлерам не интересными. Поэтому компания рассматривает для себя вариант закрытия ряда точек и поиск менее дорогих мест для торговли.

На прошлой неделе руководство салонов мобильной связи «Евросеть» объявило о том, что с начала 2007 года закрыло 15 своих точек в Киеве, уменьшив их общее количество до 50. Аналогичные действия предприняло и руководство днепропетровской сети «Алло», которая закрыла три убыточных магазина в столице, сократив их общее число до 21. В обеих компаниях эти шаги объясняют значительным падением рентабельности продаж в Киеве, в результате чего работа многих точек перестала быть прибыльной.

Доходы от торговых сетей, специализирующихся на продаже мобильных устройств, падают. Об этом свидетельствует постоянное сокращение их количества. К примеру, одна из крупнейших сетей Украины по продаже мобильных телефонов "Евросеть" по итогам первого квартала 2007 года уменьшила число торговых точек под одноименным брендом на 50 магазинов. Если на начало года общая сеть компании состояла из 546 торговых точек, то теперь их насчитывается всего 496.

В Украине операторы сотового ритейла количественно наращивают свои сети самостоятельно, не прибегая к услугам франчайзинга. Да и в России, где рынок более развит, из федеральных практически только одна сеть Dixis растет по комбинированной схеме, включающей франчайзинг. Объясняется это, видимо, тем, что франчайзи в сотовом ритейле получает совсем немного преимуществ. Не стали массовым явлением пока и приобретения конкурентов. Из крупных покупок можно отметить те, которые совершили при заходе в Украину "Евросеть" и Germanos. К тому же потенциал региональных рынков не стоит переоценивать. Во многих крупных городах условия работы уже мало чем отличаются от столичных.